Пролог:
Предложу переименовать Сибтысячу в Салаиртысячу! Такая мысль крутилась у меня в голове на второй день марафона, когда превозмогал торчки после Топок. Ну серьёзно - велосипедисты по холмам скачут тысячу километров по кряжу, то вдоль, то поперёк. Как блохи по мамонту. Шутка конечно
Подготовка:
Решение готовиться на тысячу принял в прошлом году. До этого были мечты, а тут уже конкретно созрел! В качестве начала подготовки решил всем окружающим рассказывать при случае, что в 24, де, году, поеду тысячу! Это, значит, чтоб мотивация была, чтоб потом не испугаться, не соскочить.
По физухе:
зимой начал раскатываться дома на станке и в велостудии. Уличный сезон открыл бодро, сразу клубной двушкой в Ордынку! Дальше больше - катал двушки, трёшки, набирал километраж. Параллельно общался в чате, на покатах с народом - кто какие лайфхаки использует, у кого оборудование интересное, у кого одежда удобная... На Алтайфесте была мысль закатить шестисотку, но вовремя одумался. На тот момент ещё не был решен вопрос с седлом (спасибо Почта России, что посылки по два с половиной месяца идут), да и к штанам были определенные вопросы. Так что проехал горные 400 за 20 часов чем был очень доволен. После Алтая был план поддерживать форму, делать пару выездов в неделю - подлиннее на выходных и покороче в середине недели. Перед тысячей хотел сохранять будние покаты, а на выходных, в 6, 13 и 20 числах ехать на уменьшение, соответственно 300, 200 и 100 километровые заезды, чтоб сохранить раскатанность и одновременно хорошо восстановиться... Но - гладко было на бумаге Сперва заболел, потом на работе форсмажоры поперли, ещё и ливни по вечерам зарядили... В общем, делал которкие выезды по возможности. Никакой системы. Из плюсов - отдохнул конечно от велосипеда, соскучился.
По велосипеду:
Мой самосбор никогда не был статичным, постоянно эволюционирует. Зимой заменил стальную туринговую вилку на китайкарбон (спасибо Федоровскому, что поженил сие изделие с моей польской сталюгой - это было не просто), чем скинул почти килограмм веса с конструкции. Заменил руль, вместо широкого гревельного барана с флеером поставил шоссейный, подходящий по ширине плеч. Намотал мягкой обмотки от Михаила Владимировича (хэндмэйд, по результатам тысячи могу сказать что очень удобная - ничего не отбил, ничего не онемело. Кому интересно, в личку могу дать контакт для преобретения:)). Когда менял руль, опустил его вниз почти до талова - посмотрел на опыт Коли, посмотрел на посадку Лёни, решил тоже стремиться к аэро. Наконец-то пришло седло Prologo Dimension AGX 143 T4.0. Приколхозил два задних фонарика для заметности и головную фару, купленную по Лёниной рекомендации. Камеры тпу уже стояли, но, на всякий случай упомяну их. Давление в колесах 32с сделал 4 спереди и 4,2 сзади. Хотел поставить полноразмерные крылья и даже взял на время у приятеля, положил на балкон и... сперва прогноз сменился на сухую жару, потом подумал что ставить их хлопотно, а возить - лишний вес, а там уже и времени не осталось. В итоге дорогой не раз вспоминал скучающие на балконе крылья, когда ловил лицом грязные брызги из под колес
По снаряжению:
На себя надел тонкую белую термуху, на неё белую джерси с ленивцем, на голову белый подшлемник (джерси и подшлемник снял даже до Черепаново не доехав, дальше ехал в одной базовой "сеточке" с длинными рукавами - очень уж солнце жарило. Та вода которой я поливал голову тут же нагревалась и не давала прохлады, а из-за мокрого подшлемника ветер не продувал волосы). На ноги штаны x-tiger, которые рекомендовали многие рандоннеры.
В запас взял ещё одни штаны с прицелом ехать в них во второй день. Запасную белую джерси с длинным рукавом. Смену носков на каждый день.
Для гостиничных вечеров взял белье, легкие шорты, футболку и сланцы.
Техаптечку описывать не буду, скажу только что при формировании постарался удержать баланс между желаемым и разумным.
Две емкости - 550 мл изотоник с мальтой (+таблетки изотоника для пополнения) и полторашка с водой для питья и поливания.
Пауэрбанк на 10мах'ов, голова зарядки, длинный и короткий шнурки, автономный фумигатор с таблетками, гель для душа, туристическое полотенце, маленький замок на тросике, запас сухих и влажных салфеток, вазелин и офломелид для пятой точки.
Из еды - мармеладки, три маленькие баунти, пять гелей. Перед стартом заехал в Ростикс, взял айтвистер (он в итоге спас меня когда оказалось что Колесо закрыто).
Тактика прохождения:
Вариант с трубами и остановками мне сразу не нравился, спать хотелось в кровати, желательно после душа и всё такое. К тому же на рекорды я не рассчитывал, ставил задачу пройти дистанцию с максимальным комфортом и минимальными потерями.
После алтайской четырехсотки за двадцать часов я поверил в себя и решил что запланировать почти 390 км на первый день - отличный вариант! Исходя из этого, а также наличия спальных мест в гостиницах, заказал комнату в Граматеино на первую ночь и в Томске на вторую. Надеялся приезжать в гостиницы между полуночью и двумя часами ночи, спать до восьми и ехать дальше.
Заезд:
В первый день на старте была адская жара. Кое как растянул воду до Черепаново, несколько раз пожалел что не пополнился на Газпроме за Искитимом. В Тальменке устроил полноценный обед и охлаждение под кондиционером.
Когда подъезжал к повороту на трассу Алтай-Кузбасс, начали приходить сообщения от Евгения. Он потерял задний фонарик. Договорились что я его подожду и отдам один из своих. Женя догнал меня примерно через 25 километров и как раз в это время нас накрыло дождем. До Залесово ехали вместе. Настроение было не очень - жара, потом дождь, а ведь это ещё только начало пути...
От кафе стартовал один - Женя остался пербирать сумки и обзванивать гостиницы. До границы областей добрался без приключений, уже в темноте. Со стороны Кузбасса на дорогу повыходили лягушки. Видел их довольно много в разных местах. Километров через 30 после Колеса нагнал Юру. До Граматеино ехали вместе, за разговором километры пролетели незаметно. После пересечения магистрали мы разделились - я свернул в гостиницу, а Ярус поехал дальше по маршруту.
Гостиница Гора. Из плюсов - она практически на маршруте и она первая после пересечения Салаирского кряжа. Из минусов - с развязки ночью трудно попасть в нужный поворот и в круглосуточной блинной рядом с гостиницей ночью не готовят блины. Из этой гостиницы, кстати, мне звонили дважды - пытались уговорить отказаться от номера. Наплыв народу у них там что ли? Пока мылся, стирал штаны и ложился, времени стал уже четвертый час... В итоге будильник поставил на 8:40, проспал чуть больше четырех часов, собрался и поехал дальше.
Завтракал в Ленинск-Кузнецком Ростиксе в ТЦ "Коняхинский". По карте это точно там где обозначен КП2, оттуда и смс отправил. Солнце к этому времени уже палило во всю, поэтому я взял резервный твистер, залил воду во фляги, а остальное вылил на себя. Километры после завтрака тянулись очень медленно. В районе Береговой написал, спросил Евгения где он спал. Тот ответил что пару раз ложился на остановках, а сейчас в Кемерово и собирается эвакуироваться. Вяло попробовал склонить его продолжить маршрут, но быстро сдался - самому было ехать довольно трудно из-за жары и небольшого, но постоянного рельефа.
На подъезде к деревне Топки решил пополнить воду и пообедать, но оказалось что деревня не на трассе, а туда надо ехать километров пять налево. Но делать нечего - поехал. Чтобы не портить трек, после поворота выключил запись. По ДубльГИС узнал что в Топках три столовые, и ни одна из них не работает в воскресенье. Очередной фейспалм. Взял воды и колы в пятерке, освоил резервный твистер - сразу стало повеселее. Правда когда я вернулся на трассу, оказалось что начался довольно сильный встречный ветер. А ещё за Топками начались торчки. И трафик стал заметно напряженнее. Настроение снова пошло вниз. Следующие 25 или около того километров ехал, по ощущениям, часа два. Поужинал в кафе то ли "Эрес", то ли "Зрес" - по вывеске не понятно. Пока пристегивал велосипед, вокруг крутился какой то пацан. Спрашивал легкий ли у меня велосипед, далеко ли еду, что за бумажка на руле и почему ботинки цокают. Видно что чувак в теме, будущий рандоннер. Кормили неплохо, но внутри была туча мух. (Кстати, было бы неплохо это кафе внести в "Легенду" - то ли 554, то ли 555 километр маршрута по моему компу был).
После кафе ветер улегся, солнце скрыли тучи и начал сеяться редкий мелкий дождик. До поворота на объездку Юрги ехать был - чистый кайф.
От поворота до Томска дорога почти везде была мокрая (в очередной раз вспоминал о крыльях, лежащих дома на балконе), и только последний час ехал по практически сухому асфальту. Радовался что приеду в гостиницу сухим. Наивный чукотский парень... После КП3 на стелле "Томск", свернул на мост, поехал искать свою гостиницу. На мосту подумалось что передо мной проехали поливалки, но чем дальше, тем становилось очевиднее, что на правом берегу Томи был ливень - на дорогах полные лужи, в колеях бегут ручьи... В Шашлычном дворе купил две самсы и пахлаву. Перед гостиницей вытер припасеной тряпочкой цепь, прокапал смувом, немного покрутил и пошёл проситься внутрь. Около двух часов был в номере, поужинал, помылся, развесил досушиваться штаны, постиранные в Граматеино, для третьего дня, и лег спать. Будильник не ставил, решил по возможности выспаться. Время позволяло, впереди оставалось всего три сотни километров, и больше суток времени.
В очередной раз открыл форум, посмотрел что уже половина участников сошла, немного опечалился что нет информации о прохождении КП от Лёни и Яруса и лег спать.
Утром проспал почти до одиннадцати часов, позавтракал пахлавой из Шашлычного двора, самсу положил в НЗ, не отказал себе в удовольствии ещё раз сходить в душ и тронулся в путь.
По ощущениям третий день был самый простой. Из относительных препятствий, весь день дул встречный ветер, но замедлял он меня не сильно, зато дарил ощущение прохлады, особенно если полить голову водой из бутылки.
Есть особо не хотелось, но пока ехал до Кожевниково, периодически кусал самсу, доел перед самой деревней, поэтому есть ничего не стал, только охладился в умывальнике, пополнил воду и употребил мороженое. По классике, встретился мужичок который в молодости на велосипеде ездил осенью из Новосибирска в Томск. Немного поболтали, приятный дядька - поехал в сторону Новосиба на Тойоте Спасио.
Дело к вечеру, солнце уже припекает не так сильно, периодически дорога идёт в тени лесополосы. Красота! Перед Ерестной увидел сообщение от Лёни о том что у Базоя дорога уничтожена по сравнению с тем что было месяц назад, когда мы ездили в Руян. Жаль конечно, но хорошо что я еду не ночью и не под дождём!
В Базое полноценно поужинал и рванул добирать последнюю сотку. Уже почти дома, тут всё знакомое, всё такое близкое! Только проехал разворот бревета Кандаурово, как лупанул крупный, частый, холодный дождь. Сперва хотел продолжать ехать, но тут же передумал. Вернулся на заправку, преждал 10 минут и поехал дальше. Дождя больше не было, но дорога вся была мокрой, проезжающие машины поднимали тучу брызг, а ямы предательски прятались в лужах. Пару раз думал что пробился, но ничего, пронесло. После Вьюнов дорога просохла и дальше ехал на бодряке, предвкушая теплую ванну дома.
К этому времени в чате поднялся вопрос "А где же Ярус?" С учётом того что я его так и не видел, а СМС о прохождении КП он, судя по всему, не отправлял, вырисовывалась картина что Юра потерялся. Немного переживал на эту тему.
На финише я был в начале третьего ночи, ура! Получилось! Сфотографировался на фоне Фудсиба, отправил СМС и сохранил тренировку. Почему то была иррациональная уверенность в том что файл поврежден или комп зависнет или ещё чего то случится и трек не сохранится, но ничего такого не произошло. С учётом того что я ставил страву на паузу когда сворачивал к гостиницам, получился красивый трек длинной ровно 1000 километров с какими-то копейками после запятой.
Заключение:
План и подготовка были хороши, почти всё оправдалось. Лучими решениями по тактике был сон в гостиницах и движение в своем темпе. Это позволяло полноценно отдыхать и не вымотаться раньше времени. Из минусов, конечно, морально немного ощущалось огорчение от того что иду последним, но головой то я понимал что трое не самых слабых велосипедистов уже сошли, и если переоценить свои силы, можно запросто из третьего на маршруте оказаться четвертым сошедшим. Юру я, как выяснилось утром, всё же обошел, буквально на последних километрах, пока он спал на пленке у подножия любимой горки
Не назову это ошибкой, ибо ничего не предвещало, а времени на подготовку было в обрез, но о том что не поставил крылья я жалел не единожды.
Удача была на моей стороне! Там где другие мокли в буре, крались в тумане и в сумерках скакали по ямам - я ехал по слякоти, любовался далекой грозой, снимал на телефон легкую дымку, поднимающуюся над дорогой. Кроме как везением, назвать не могу
По физухе - плечи в норме, руки в норме (в кисти правой руки ощущаю незначительное ослабление, но по сравнению с тем что было раньше, когда отнималась половина пальцев - это ни о чём). Спина, ЖКТ в норме. Головная боль была только в первый день, спасся таблеткой цитрамона. Ступни в норме (минимальная потеря чувствительности подушечек больших пальцев если прислушиваться к ощущениям). Ноги, хм... они устали. Во вторник было очень трудно спускаться по лестницам, коленки норовили подломиться, но на второй день уже почти пришли в ному, ощущается нормальная усталость после дальняка. Главная травма - на пятой точке. Несмотря на вазелин и памперс по рекомендациям лучших памперсолье, зад подстёрся основательно. На костяшках образовались кровавые мозоли, с которых в Томске пришлось срывать отошедшие лоскуты кожи (надеюсь, никто не ест когда читает это место). Само место поражения не большое, но весьма болезненное. Продолжаю поиски идеального памперса.
С маршрута основную трансляцию вел в вацапе, очень поддерживали и мотивировали лайки и комментарии. Немного выкладывал в телегу. На маршруте почти везде был хороший интернет.
Хочу сказать спасибо всем кто делился информацией о покрытии, погоде и точках питания - это очень помогает и экономит время и моральные силы