Давно мечтал попробовать такой горный формат от ACP. Понятия не имел, насколько это сложно, до этого катал только наши местные бреветы, алтайскую двушку, ну и горные маршруты на смартстанке в качестве тренировки. Заездов с набором высоты 2к+ за один "присест" кроме Дубровки и не припомню, а уж 3-4к+ совершенно точно не было.
С детства Урал мне представлялся чем-то таким монументальным, как некая непроходимая стена между Европой и Азией. Очень хотелось когда-нибудь там побывать, а тут как раз сильно мотивирующая велоцель. Относительно недавно почитал сказы Павла Бажова, что дополнительно подогрело интерес к посещению этих исторических мест.
Выбор пал на уральский СР ещё видимо и потому, что он самый ближайший территориально, плюс ко всему хотелось добраться своим ходом на авто, т.к. западнее Коченёво от НСК ни разу в жизни не ездил. Возникла идея посвятить этому мероприятию двухнедельный семейный отпуск, двигаться без особой спешки, останавливаясь и осматривая города, встречающиеся по пути (среди них: Омск, Тюмень, Екатеринбург, Миасс, Златоуст).
Насколько я помню, на зимнем чаепитии, когда Игорь всех созвал на раздачу медалей, поинтересовался у Андрея Захарова насчет уральских гор, т.к. у него уже был опыт прохождения оренбургского супербревета в 18ом году (маршрут частично совпадает с уральским СР). У Андрея был в приоритете ЧТ, но похоже, попробовать СР также захотелся.
Июль у меня выдался непростым. Сначала лечил колено, потом ахилл. За пару недель до старта весьма неудачно упал на спуске во время лесной покатушки. Долгое время не мог нормально жевать и ходил с отекшей кистью, ну хоть не переломался. Понемногу начал восстанавливаться, стал ежедневно крутить станок, благо это возможно с одной рукой. Вобщем, поездка была под угрозой.
В итоге все выгорело, добрались до Урала разными путями и 6го августа заселились в гостиницу Мраткинору (недалеко от старта, со всеми удобствами и подешевле). Готовили велосипеды и себя к поездке.
Маршрут представляет собой радиалку из 5 лучей с центром в Белорецке (более короткие ветки 1-3) и находящимся от него примерно в 30 км Серменево (длинные ветки 4-5).
Стартанули мы 7го августа, разве что немного раньше плана - в 8:30 утра.
В первый день задачей минимум было проехать три ветки, а дальше остановиться на "спальном" КП (там находятся 2 гостиницы) в Инзере, который расположен примерно посередине 4ой ветки. Под вопросом было, в какой момент остановиться на ночлег - по пути туда (230км) или обратно (310км), все зависело от положения и солнца на небосводе и нашего состояния, решили оставить этот выбор на потом. Покатили в спокойном темпе по первой ветке. Погода обещала быть хорошей, светило солнце, но августовское утро давало о себе знать, и пришлось утеплиться со старта джерси с длинными рукавами. Дорога не очень хорошего качества, встречаются трещины и наспех залатанные ямы. Доехали до Тирляна (разворот первого луча), зафиксировали время и сфоткались на 1ом КП. Ничего не предвещало беды, но километров через 6 у меня с оглушительным хлопком рвануло переднее колесо. С таким столкнулся впервые в жизни. Давление было в районе 7.5 атмосфер. Повезло, скорость была на тот момент небольшая, смог сразу остановиться. Из-за взрыва покрышка частично слезла с обода. Андрей предположил, что камера в каком-то месте была уложена некачественно. Вполне возможно, перед выездом из НСК решил подкачать колеса, и на переднем обнаружил сломанный золотник престы. Пришлось менять камеру. Но опять же, проехал на таком колесе в разных городах суммарно около 150км, может быть именно плохая дорога спровоцировала такой инцидент. Андрей взялся помогать с заменой камеры. Удивился его сноровке (после установки удалось забортовать покрышку без монтажек). Казалось все, сейчас накачаю через какое-то время колесо, изрядно поупражнявшись с насосом (он у меня компактный и без манометра, но до 7-8 раньше им без проблем качал). Но нет, беды на этом не закончились - при остоединении насоса выяснилось, что верхняя часть золотника намертво застряла в насосе. Ничего не удавалось с этим сделать, даже полностью разобрав насос. Выход был один - ломать залотник, т.е. минус ещё одна камера, и попытать удачу со следующей и насосом на этот раз уже Андрея. Выяснилось, что оставшиеся у меня две запасные швальбе не совместимы с его насосом (золотник выкручивается при откручивании насоса). В итоге Андрей одолжил свою камеру. Накачали с горем пополам (тоже на ощупь, без манометра) и потихоньку покатили дальше. Очень боялся за новые проколы, т.к. переднее казалось довольно мягким по сравнению с задним. Забегая вперёд, скажу, что прокольно-взрывная болезнь дальше к большому счастью нас полностью отпустила на всю поездку Также очень повезло, что после первого луча можно было без большого крюка докатить до припаркованной возле гостиницы машины и нормальным насосом докачать колесо до нужного давления, а заодно пополнить слегка опустевшие бачки с водой и взять ещё одну камеру запасливого Андрея. Большой респект ему за помощь на дороге и подбадривание раздосадонного меня.
Дальше все шло гладко. Августовское солнце хоть и начанало припекать на перевалах, оно уже не было таким злым, как в начале или середине лета, к тому же дул небольшой ветерок.
На 2ом и 3ем лучах нужно было дважды покорить Уралтау в обе стороны, но покрытие было уже значительно лучше. На 2ом идёт ремонт дороги, и частично проложен новый асфальт. Градиенты на нем показались довольно значительными, постоянные подъемы и спуски. Перед Белорецком подъем обозначен как 9%, благо он не сверхзатяжной.
На 3ем (как и 4ом) проходит федералка Уфа-Магнитогорск, трафик довольно ощутимый, но и асфальт уже в целом очень хороший. Тягуны показались более длинными, но менее рельефными, на перевал один долгий подъем, а с него - спуск. На развороте после фиксации 3го по счету КП проехали чуть дальше метров на 700, чтобы пообедать в кафе Смайл. Кафе удивило наличием 2х черепах (!) в аквариумах. Дальше, утяжеленные сытными обедом, двинули спорить с гравитацией по дороге на Уфу (в обход Белорецка) навстречу 4ой ветке. Ближе к Серменево встретился участок плоскача, а так, поочередно большие подъемы и спуски. Благодаря хорошему асфальту, на спусках удавалось неплохо разгоняться и почти не пользоваться тормозами.
В Инзере мы оказались в 9ом часу вечера, уже изрядно потрёпанные набором высоты. Предстоял выбор. Я был всеми руками за то, чтобы остановиться, покушать, отдохнуть и двинуть дальше с утра пораньше. Не прельщала перспектива 80+ км по холоду, темноте и неизведанному мною хребту Зильмердак. Хотя в начале оба мы были настроены на 300+ км, Андрей согласился, мы остановились в забронированной гостинице Урал. Запланировали подъем в 5ом часу утра, спалось не очень хорошо. Позавтракали, выдвинулись в 5 с копейками, было довольно свежо, но уже светло. На спусках пригодилась взятая с собой шапка, перед Зильмердаком пришлось ее снять - слишком жарко, на подъёме аж очки запотевают. Хребет впечатлил, больших градиентов там нет, но тягуны хорошие. В одну сторону 5км, в обратную суммарно насчитал 10 (если не учитывать небольшие плоские участки и спуски). Доехали до разворота, сфоткались у пустынного кафе Кулмас. Развернувшись, вспугнули цаплю, занимавшуюся каким-то своими делами в ручье, и поехали обратно до Инзера. Пообедали в том же кафе, разутеплились. Солнце набирало обороты, я воспользовался кремом от сгара, зная свою к нему склонность.
Перед 5ым лучом, напуганные рассказами про его голодность, ещё раз поели впрок в кафе Дальнобойщик. Также пугали рассказы о бесконечных торчах и отвратительной дороге на нем. Но поначалу был относительный плоскач, правда ощущался встречный ветер. Дорога слишком резко не спешила портиться, более того, на некоторых участках там идёт ремонт. Насчитали 6км отрезка из совсем свежего асфальта. Ну а потом да, начались бесконечные подъемы вверх-вниз и ужасного качества заплатки. Пригодился утеплитель для труб, который я примотал на руль для верхнего хвата, он хоть немного смягчал удары на спусках. Приходилось уже притормаживать.
Хоть нас и напугали голодом, но очень не хотелось останавливаться и тратить время на поиски еды в глубине проезжаемых деревень. Обходились своими запасами и рассчитывали дотянуть до Старосухбангулово, наше следующее место ночлега. В Каге залили бачки вкусной и прохладной водой из родника. Дальше дорога поворачивала налево от основной и стала ещё более дикой, подъемы участились. В деревню приехали в районе 8ми часов вечера, мощно затарились в магазине. Также удалось урвать выпечки в уже почти закрывшемся на ночь кафе (там нам были удивлены, по воскресеньям они как правило особо не готовят, т.к. посетителей нет), довезли все это добро до гостиницы.
А потом вновь предстоял выбор - съездить до разворота и обратно или остановиться. Но на этот раз речь шла всего о 20+ км. Мне очень хотелось не оставлять их на утро, Андрей согласился.
Почти успели до темноты, на обратном пути все же пришлось зажечь фонари. На удивление мне было тепло, доехал в одной короткой джерси и не замёрз. Непростой выдался денёк, плюс 60 к километражу и 1300 набора по сравнению с первым.
За импровизированным ужином обсуждали с Андреем, как нам действовать дальше. С одной стороны, хотелось попробовать заехать в 50 часов, но это означало ещё более раннее вставание, часа в 3 утра и движение в темноте и холоде, по плохой дороге. Все же здравый смысл возобладал, решили не мучать себя и не взвинчивать темп. О чем лично я потом ни разу не пожалел. Обратная дорога даже после сна показалось гораздо более подъемистой, чем на том пути. Точно так же заправились ключевой водой в Каге и докатили до финиша на своих запасах (как выяснилось, немного чрезмерных).
На финише не верилось, что мы все это преодолели. Было здорово, и отпуск в целом получился классный. Всем, кто подумывает об участии в этом СР, советую попробовать, маршрут действительно отличный. Урал навсегда останется в моем сердце.. А мне уже хочется попытать удачу на новых для себя СР в будущих сезонах