1

Тема: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

Хочу закатить в нынешнем сезоне.
Подробности на форуме:
https://forum.rostovroadclub.ru/viewtop … &t=651
Там есть инфа о многочисленных попытка прохождения, ссылки на страву, фото, отчеты.
Еще в свое время нашел парочку подробных отчетов на ЖЖ:
https://i-magnus.livejournal.com/1535.html
https://v-kartashov.livejournal.com/1074.html
Маршрут:
https://www.openrunner.com/r/8958392

Для заявки на участие необходимо отправить заявку организатору на email: DENIS.V.BOGACHEV@GMAIL.COM и прислать следующие данные (латинскими буквами):
Имя
Фамилия
Индекс
Полный почтовый адрес проживания
Название клуба
Код клуба в АСР
Также для оперативности можно обращаться в Telegram: @BogachevD

У меня уже взяты авиабилеты в Мин. Воды и обратно на числа 31.07 - 14.08. Ориентировался на старт в первых числах августа. Между Волгоградом и Кисловодском всего 650 км. Если вдруг кто-то из участников Волго-Дона захочет ко мне присоединиться, буду рад. Могу тогда подвинуться по датам заезда, например, на 11.08.

2 Отредактировано nilacross (2022-08-19 15:37)

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

del

3

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

Слетал на Кавказ в семейный отпуск. Стартовал соло, не нашел компаньонов.
К сожалению, маршрут не осилил - доехал до урочища Джилы-Су, преодолев в общей сложности 530 км, а на обратный путь до финиша физических и моральных сил у меня не хватило.
Обо всем по порядку.
Взвесив все за и против, решил придерживаться стратегии прохождения СР с 2мя ночевками, но выбрал немного другую схему, нежели это делало большинство предыдущих участников: вечерний старт и следующая раскладка:
- 1ый день. 130 км + ночевка в станице Зеленчукской;
- 2ой день. 310 км + ночевка в Кисловодске;
- 3ий день. 160 км Эльбрусинга на закуску.
Сложность 3го дня хорошо отражает картинка - на четверть километража приходится едва ли не половина набора:
https://sun9-49.userapi.com/impg/HTOFpm1g9yZB42kxRviRL1UyE_8kqKQ7TUQTUA/u_xr1eMb5O4.jpg?size=1280x222&quality=95&sign=2db3e13aafa77383843e85370b4bf72a&type=album
(посередине выделенной части - Джилы-Су, 1 и 3 - Гумбаши в 2 стороны, 2 - телескоп, почти что клон Гумбаши, но на деле гораздо более приятный).
Хотелось минимизировать езду в ночи, т.к. я ее большой не любитель, тем более по незнакомым горам. Задача усложнялась тем, что в это время года на Кавказе смеркаться начинает уже после 7ми вечера, а в 8 - хоть глаз выколи. Кроме темноты смущали собаки, о которых немало упоминалось в отчетах, а также голодная по мнению Яндекс-карт ветка до Кызыл-Калы. От собак никак не вооружался, решил договариваться полюбовно, а упомянутую ветку планировал проехать засветло (хотя бы до точки разворота), чтобы застать магазины открытыми. Еще постарался запомнить родники, что нашел на карте.

На первый день расчет был застать поменьше жары, при этом успеть вскарабкаться на перевал Гумбаши и спуститься с него не в кромешной тьме. Поэтому определился со временем и согласовал с организатором старт 02.08.2022 в 16:00. По еде для экономии времени решил эти 130 км нигде не останавливаться, а на ужин и завтрак прихватил с собой местную выпечку и пару вареных яиц. Поспать удалось нормально, пообедал заранее, чуть отдохнул. Щелкнул велосипед на фоне собора в Кисловодске и погнал через весь город. Погода была комфортная в этот день - не слишком жарко, немного облаков, на вечер передавали грозы. Ветер слегка помогал на выезде. Морально готовился к ужасным ямам на перевале Гумбаши. Они себя оправдали, по такой дороге мне не хотелось бы ехать даже на машине:
https://sun9-84.userapi.com/impg/zSqKwyMu3pJKFuGbkI4qy22jPIAGb6LbeoDfsw/DlJhVEcfNEs.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=e41e332ae6eac97a0f0fd47f8379a73e&type=album

Местами объезжал серии ям по обочине. В какой-то момент вглядываюсь, смотрю, теленок стоит вдалеке на дороге. Потом этот теленок сел, что не очень-то похоже на поведение его сородичей. Подъезжаю ближе, а это огромный белый пес, то ли пастуший, то ли охранник одной из многочисленных пасек, что встречались на пути. Спешился, приблизившись к нему. Вроде как он проявлял дружелюбие, вилял хвостом. Подошел к нему, дал понюхать руку, даже погладил. Потом он захотел играть и явно собирался прихватывать при этом за ноги. На такое мне подписываться не захотелось, поэтому поспешил с ним попрощаться и поехать дальше.
Подъем на перевал в целом зашел нормально, один раз останавливался, чтобы набрать воды и умыться в роднике (за 7 км до вершины):
https://sun9-79.userapi.com/impg/IVyl4ywEk5fYF7-Z9J81l964Qlhb4-9Iv9sTZA/1EXbTS-Nrdk.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=e8d3a7c29e057a9823f02d5317086a5a&type=album
https://sun9-77.userapi.com/impg/7vfPPj-AWMO-uE9aUFbEDUbeyftv71B8DKhF9g/6cDl_BAHhC0.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=5736e092745505927ac0eb383eff429d&type=album

Наверху не смог найти белую табличку с указателем на всесезонный курорт Мара, возле которого мне нужно было сфотать велосипед. Проехал дальше, остановился у кафе. Встретил человека (кажется, это был хозяин), спросил про табличку, говорит - возможно сняли. В итоге сфотался на площадке у кафе, уточнил у орга, сойдет такое фото:
https://sun9-59.userapi.com/impg/ewVNep5XMx25MKGMsV2oKs9a89DCevL7_dDcSg/Wv7K3x1LDiY.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=4aec838fe9a0141803b1b49b74fafa75&type=album

Не очень хорошая новость - работница у кафе сказала, что завтра у них выходной день. Ну да ладно, поем загодя.
Долго задерживаться не стал, темнело и погода портилась. Утеплился дождевиком и поспешил на спуск. По отчетам мне казалось, что асфальт должен быть значительно лучше, чем с кисловодской стороны, но это не совсем так. Хорошие куски действительно встречались, но они перемежались почти такими же по отвратительности местами с ямами, так что приходилось на всякий случай оттормаживаться. дальше особо ничего примечательного, несколько локальных подъемов, а так почти постоянный спуск до Карачаевска. Стемнело, было много трафика, сгустились тучи и посверкивали молниями. По рельефу - некоторое количество плавных тягунов, то вверх, то вниз. Доехал до Зеленчукской, немного промахнул автостанцию (хорошо, что всего на 500 метров) - она не очень приметная и расположена немного в поодаль от дороги. Обычная советская гостиница, дотянувшая до наших дней, сохранившись словно в капсуле времени. Общая кухня с чайником, посудой и душ. На переночевать сойдет. Заранее бронировал по телефону, номера там двухместные, цена вопроса - 900 рублей. Соседа у меня не было. Только зашел внутрь, и небо все-таки разразилось грозой с ливнем. Повезло! Поставил будильник на 4 утра, далеко не сразу, но уснул.
https://sun9-11.userapi.com/impg/4CFx0u4xBcb5bwQLf-BLkUxvS1GGry_qWV8RjQ/NXd5hABnLP0.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=59d9e614ada2c688cebb4e94a4af0a7a&type=album

Утром еще было темно, но дождя уже не было. Переживал по поводу мокрой трассы, сперва хотел оставить на хранение тяжелую сумку, а выселиться позднее (через 80 км по маршруту), но решил все-таки ехать со всем набором вещей, большая сумка еще и как крыло на заднем колесе работает. Выехал, асфальт как оказалось был чуть сыроват, но в целом уже почти просох, брызги не летели. Из неприятных новостей был только встречный южный ветер, который без больших усилий не давал особо разогнаться даже на лежаке. Ближе к нижнему Архызу проехал череду кафе, которые были ещё закрыты. Подумалось, если сильно не спешить, то можно попасть к ним на завтрак. Вскоре доехал до моста через большой Зеленчук, после которого меня ждал следующий апхилл - подъем к телескопу в Нижнем Архызе:
https://sun9-65.userapi.com/impg/zFqR10Lmv3Phi0P8V8RFW0ejzrS76CnxC37Wrw/DCshnbrI_Kg.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=98beb9fc981ec71171dcac70b5900f78&type=album

Этот подъем - пожалуй лучшее, что я встретил на маршруте. Был шестой час утра, солнце уже успело хорошо взойти, то на жару еще не было ни одного намека. Более того, трафика почти вообще нет (проезд на объект по пропускам, либо в составе экскурсий), трасса живописная и окружена деревьями:
https://sun9-48.userapi.com/impg/RpgpmQ_7rAmziVxD47s0mJVc2cBxoAp1Fjyrew/HIlrUkPD73A.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=9dfb6f7f6a969a02bd6c498a1fc97037&type=album
https://sun1-95.userapi.com/impg/6Mec-xch457Zrb9ZvwQH8qEwSIIC6EYtT7P3Hw/maUibMEez8o.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=d86befadc61ad1d72c56d34edab79fee&type=album
Покрытие около идеальное, разве что на последующем спуске немного тревожили рассыпанные камешки на некоторых поворотах. Перед подъемом снял и спрятал в траве под деревом подседельную сумку, заменив на маленькую с инструментами. Где-то на середине подъема встретил дикорастущую малину, перекусил ею. Наверху людей с пистолетами из отчетов не встретил, только охранник заходил в одно из зданий, меня либо не увидел, либо просто проигнорил. Спуск дался легко, без особых оттормаживаний. Точно так же утеплился дождевиком. Встретил двух шоссейников по пути, на некотором отдлалении. Интересно, что был у них за маршрут, но по Flyby не бьются. Вернул сумку на место, разутеплился и покатил в сторону кафе. Впервые на маршруте нормально покушал, уже не помню, что именно, наверняка хычины и суп. Хычины - местный аналог лепешек или блинов с припеком, перепробовал их за маршрут великое множество. Лучше заранее уточнять, не жирные ли они, а то иногда попадаются, не лучшая еда для велосипедиста. Покатил по ветру до Зеленчукской, после ветер стал боковым и попутно-боковым. Дальше особо ничего примечательного, доехал до одного из многочисленных поселков, прилегающих к Карачаевску, залил в себя прохладный лимонад и запасся выпечкой впрок. Жара уже подступала, намазался кремом от солнца. Обнаружил, что потерял один из защитных чехлов для шипов вело туфель. Выкинул второй, зачем мне один.
Перед Нижней Марой встретил кафе, не обозначенное на карте. Покушал окрошки с хычином, раз уж такая оказия.
https://sun9-58.userapi.com/impg/J42TgZBJL5LhPHggdKNyT6lZIBdi8zsbd8WTvQ/9dCEno5QFUo.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=7932cb52c83db8faee34002f0e60912f&type=album

Бачки наполнил в роднике (то ли в Нижней, то ли в Верхней Маре - каменная стена и труба с водой, в глаза бросается, мимо не проскочишь). Гумбаши дался тяжелей, чем в первый день, из-за наступившей жары. Наверху особо не задерживался - пошел на спуск, не утепляясь. Опять родник, освежил воду и себя. Спуск не давал расслабиться из-за ям. Благо, все обошлось без проколов. На подъезде к Терезе бросились в глаза огромные черные тучи, подходящие с юга - погода конкретно портилась:
https://sun9-46.userapi.com/impg/ztVVPOByv3u0pi5hA0N0IWudlHwQFoZqjDfHcg/V3K6txXypfM.jpg?size=1600x900&quality=95&sign=e7909d8ae571dfa079528767dc750f2e&type=album

Заправился лимонадом в первом попавшемся магазине, уточнил на всякий случай время закрытия магазина у толпы ребятишек, временно (надеюсь) заменяющих кассира. По их словам, это 9 или 10 вечера. Расспрашивать, от чего это зависит, не стал. С поворотом дороги началась серия очень затяжных подъемов и спусков. В принципе, терпимо, настраиваешься и крутишь. Дорога постоянно виляла, убегал от наступающих на пятки туч. От своих узнал, что Кисловодск уже накрыло ливнем. Видел полосы дождя позади себя. Ветер усиливался, и был неприятный момент, когда на одном из быстрых спусков попытался уложить меня на бок. Ближе к Новой Джегуте начались преимущественно спуски, это тревожило мыслями об обратном пути. Со свертка на тупиковую ветку к Кызыл-Кале наоборот - вверх, но градиент небольшой. Дорога стала значительно уже и хуже по покрытию. В Джегуте начали усиленно сверкать молнии, и небеса разверзлись. Безуспешно поискав глазами укрытие, остановился и начал облачаться в дождевик под бомбардировкой тяжелых капель. И вдруг из соседнего двора появляется человек и зовет к себе во двор под навес: прячься сюда! Заскакиваю вместе с велосипедом. Как повезло, отделался легким испугом, к тому моменту уже очень сильно полило. Человек - кавказец в возрасте - сидел на веранде, пил чай и разговаривал по скайпу со своим сыном, переехавшим в Штаты. Сказал, что работает на скорой в Черкесске. Оказывается, он уже попросил жену принести мне еды. Через несколько минут на столе оказались травяной чай, тарелка жареной картошки, выпечка, сладкое. Я еще дополнительно достал припасенный хычин. За едой и разговорами переждал пик ливня. Но дождь все не хотел заканчиваться, и дело шло к вечеру. Пришлось попрощаться с добрым человеком и покатить к развороту ветки по мокрой и узкой дорожке.
Фото на развороте у моста в Кызыл-Кале, на которое слегка попала радуга, небольшой диалог с коровами и в обратный путь:
https://sun9-84.userapi.com/impg/9YH_c1Erff55USXMP2tVvxwkANSmQEib2NDhWw/xBE-UkEanec.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=21b8eb4da8e57fad8feaa9565c55d707&type=album

Сквозь облака проглядывало уже почти закатное солнце, но все вокруг было очень мокрое, включая вело туфли в бахилах. Но что делать, оставалось крутить. Надо признать, не замерз даже при наступлении темноты, что почти наверняка случилось бы со мной в нашей Сибири. Видимо, в этом помогали тягуны и более теплый южный климат. В магазинах/кафе не останавливался (они на самом деле есть, хоть Яндекс про них ничего не знает), были свои припасы батончиков и хычин, планировал так дотянуть до Кисловодска. Еще где-то на этой ветке заправлялся водой из родника. Сейчас уже не вспомню - помню только, что самое начало спуска с одного из тягунов на обратном пути, и это не в деревне Красный Восток - он отмечен на карте, но находится вдали от трассы, где-то внизу, не стал к нему подъезжать.
В темноте и трафик ехалось довольно напряжно, хотелось поскорей уже добраться до Кисловодска. От Терезе ехалось вообще так себе, не смотря на более широкую дорогу - снующие, постоянно и резко выворачивающие с прилегающей территории машины, лужи, камни с обочины, ямы, отсутствие разметки и плохая видимость сделали свое дело. Ехал и злился на это все вокруг - медленно, хоть и под горку, умышленно почти не крутил педали, чтоб сильно не разгоняться. В Кисловодске немного заблудился, хотя вроде все уже разведал предварительно и был уверен, что еду правильно, намотал несколько лишних км.
Еда, душ, сборы. Поставил туфли сушиться (вспоминая Алтай, на этот раз взял с собой сушилки). Велосипед даже протирать не стал, только поставил запасную, заранее напарафиненную цепь. Максимально облегчил заднюю сумку, даже выложил запасную покрышку - асфальт до Джилы-Су по отчетам почти весь хороший.

Проснулся в 5ом часу, в этот раз хотелось поспать подольше. А выехал только в 5:10, уже посветлу. Наверно это было одной из ошибок, желательно стартовать с ночи.
Через первые 10 км у стелы с бараном (следующим фотоКП) встретил двух щеночков, которые сначала опасалась, но потом подошли на глажку. Также впервые открылся вид на красавца-Эльбруса:
https://sun9-88.userapi.com/impg/-7uYL3rOfnmrRfbHflnjY_QSyB2egisdCF2_rQ/7nwaNFh8uvc.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=b4727a8aab45ee618195fc80c3423199&type=album
https://sun9-14.userapi.com/impg/dtZRC5ePfPtauVsoGQaBclHGVc4Wb13UWtmNyw/YYvFzv1eef8.jpg?size=900x1600&quality=95&sign=2c9338ba4c0934231ab28eb8b1070f17&type=album

Уже с самого начала дня нет и намека на халяву - за первые 20 км от Кисловодска получилась тысяча набора. Пока что ехалось хорошо, но уже было понятно, что день будет самым жарким из всех трех.
Первый заметный спуск был перед селом Кичи-Балык, а потом меня ждал неплохой серпантинистый подъем. Заехал на него с одной передышкой на поедание банана, ну и просто перевести дух. Дальше не так круто, но тоже постоянно вверх. Заскочил в кафе Лунный дворик - попил лимонада, долил бачки, уточнил время работы (до 21:00). На тот момент из еды у них еще практически ничего не было готово.
В 20км от города есть площадка с великолепным видом на Эльбрус и двумя гамаками. Похоже, что все там останавливаются. Немного постояв в очереди из фотоющихся автомобилистов, разулся и повалялся некоторое время на гамаке, съел батончик.
https://sun9-79.userapi.com/impg/bP2CsnxbBjdXnanf-KPoj74T16x4ei4l83tzuQ/0-HCQDkcrkQ.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=2cdfbb28871485d912121f8671539782&type=album

Уже чувствовалась подступающая жара. Дальше в путь. В скором времени пересек границу с Кабардино-Балкарией, и почти сразу начался умопомрачительный спуск к Долине Нарзанов. Конечно же по традиции утеплился перед ним дождевиком. Возможность разогнаться была, даже удалось безопасно обогнать пару плетущихся легковушек. Внизу на шпильках поработал тормозами. Был опасный момент - на одном из поворотов появилась встречная приора, ехала она по своей полосе, но когда разъезжались, сделала явное движение рулем в мою сторону. Остается загадкой, что это было - то ли яму объезжал, то ли я его напугал, то ли водитель специально решил прикольнуться и поучить велосипедиста, движущего по центру полосы. В последнем случае это дебилизм, который никак не оправдать. Инстинктивно оттормозился, заблокировал заднее колесо, немного понесло, но отпустил тормоза, и все обошлось. Какое-то время приходил в себя, проскочил беседки с нарзанами, возвращаться в подъем не захотелось - воды было достаточно.
Дальше началась жесть - та часть маршрута, когда пошли страдания и преодоление себя. Усилилось пекло, намазался кремом еще внизу. Моим спутником стала толпа кружащихся оводов, благо хоть кусали не очень больно. И тут я впервые стал пешеходом - вкручиваешь 300+ ватт на низком каденсе и 32ой звезде, при этом выхлопа мало, движешься в районе 9-10 км/ч. А на своих двоих можно было гораздо менее напряжно двигаться со скоростью вплоть до 4.7 км/ч. Запаса времени у меня было до 4 утра, помнил фразу Дениса Буйновского в его видео о том, что можно хоть все подъемы пешком преодолеть и уложиться в лимит. Смущали только жара, оводы, краснеющие руки, намазанные кремом, но влажные как в бане - ощутил эффект линзы, который описывал в одном из отчетов Коля Басманов. А также постоянно думал о шипах без защиты - сколько же они протянут? Раньше пешком не ходил. Хоть у меня и были с собой еще 3 запасных шипа, но ведь можно с таким же успехом и новую пару ушатать, а оставшийся последний (обычно один вожу на бреветы на случай поломки одного из шипов) - уже не помощник. Градиенты не измерял, по картинке помнил красноту с 14-16% в пике. Это был лишь первый серьезный подъем, но, пожалуй, самый сложный по пути "туда" - около 5 км красноты, а затем еще 10 км более пологого подъема. После его окончания ждал очень крутой местами спуск длиной 8 км. Активно работал тормозами, старался делать это порционно, сильно не жечь. Но местами ощущал, что их не хватает, хотелось бы оттормаживаться сильней. Внизу было кафе, остановился на обед и заправку водой. Переговорил с автомобилистом, который первым делом спросил, а есть ли у меня запасные колодки? А то вывозил в прошлом году велосипедиста, у которого их не было... Напугал спуском к реке Малке ближе к развороту, говорит, вообще нереальный. Я колодки тоже не взял, дома у меня была только одна запасная пара. С колодками отдельная история, у меня они органические и с радиатором охлаждения (шимановкские l02a). Давно их не выпускают, днем с огнем не сыщешь, на прошлых отъездил два сезона и уральский SR600. На текущий сезон еле нашел на али (за 2200 пара!) по зиме и поставил свежие. Китайцы еще и косякнули - отправили мне одни только правые (там направление ребер разное, для лучшего обдува). Поздно это заметил, но что делать, пришлось ставить так. Решил, что на следующий раз как-то видимо надо будет подобрать более дешевый аналог, возможно, без радиаторов, или перейти на металлические. Но то что они могут закончиться за неполный сезон - жизнь меня к такому не готовила. Глянул - они действительно стали тонкими, все каллиперы и роторы были в колодочной пыли. Тут еще дело в том, что в текущем сезоне разжился новым вилсетом и поставил другие срамовские роторы. Они чуть легче родных шимановских, и при сравнении видно, что площадь контакта с колодками получается немного меньше. Более того, на стоковых прямо написано "resin pads only", а на новых такой надписи нет, и в инете инфы не нашел про запрет об использовании металлических колодок. Возможно, сплав на них более агрессивен по отношению к колодкам, и все эти факторы пагуюно сказались на живучести колодок. В расстроенных чувствах выдвинулся на следующий подъем. Меня ждало около 6 км красноты с небольшими проблесками посередине. Затем большая зона выполаживания и качели вверх-вниз. Снова это был преимущественно пеший поход. Заполмнился момент, когда ко мне спустился турист на обвешенном скарбе мотоцикле и предложил помощь. Цепляйся, говорит, сзади, доедем потихоньку, 10 км/ч smile Оценил его великодущие, но сообщил, что так не пойдет, я должен сам, мне это важно. Он сказал только: понял. И двинул обратно в ту же гору, откуда спустился. Это он получается сверху увидел мои страдания и спустился специально, чтоб помочь! Также в очередной раз подвел гармин, прекратив посреди подъема запись. Хорошо, что вовремя это заметил. У меня часто бывает такое, когда подсоединяю кабель от павербанка для зарядки на ходу и случайно задеваю кнопку. Но тут я вообще его не трогал, мистика..
На качелях хотя бы удалось отдохнуть и чуть охладиться. Вкручиваешь со спуска, стараешься держать высокий каденс, и залетаешь частично или полностью на следующий тягун. Вспомнилось, что на Урале такие штуки встречались чаще, а здесь на пройденной части маршрута - почти нет.
Перед спуском к ущелью реки Малки был ярко выраженный подъем километра 3. Тут я что-то совсем расклеился. Пожеванный жарой, с забитыми ногами и дурными мыслями о тормозах, вообще не ехалось/не шлось.
Спуск - что-то с чем-то. Сразу вспомнился Кату-Ярык, но с бесчисленным количеством шпилек и асфальтированный. Это полбеды, на другом стороне ущелья хорошо просматривался крутой и не внушающий доверия подъем с двумя шпильками по центру.
https://sun9-71.userapi.com/impg/NPAUcB-Y1U6N_LDyYmCb1ZirBmSP9rv3vyASxg/FeZ7g8IHUEo.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=6207c66b3bbf10066af1883e719cf157&type=album

На тот момент я еще не знал, что видимая часть подъема - не последние муки на пути к развороту, будет еще небольшие качели, преимущественно вверх. Местами пробовал спускаться пешком. Не вариант – скорость в два раза меньше, чем на подъем. Спускаясь в седле, приходилось сильно тормозить перед шпильками. Местами это делал уже на встречной обочине, совсем все стало плохо. Останавливался, остужал тормоза. Наконец, спустился к Малке. Пожалуй, это самая быстрая из всех горных рек, что я встречал. Стремительный, бурлящий и грязный поток. Проехал мост и пошел в подъем.
https://sun9-10.userapi.com/impg/XSeoLhV5JG0dWUd0fht0M9Cxgs64MydLhJ49vQ/J6A-86ZzNE8.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=fb11d3a63ec425db4d1144bcc4927427&type=album
Примерно посередине встретил камешек, как бы напоминающий, как хрупка жизнь:
https://sun9-86.userapi.com/impg/gz7cZZXgP2P9fS8V5TgPDBpu07Mywh4MvhiuUA/_KZ3xLiIteI.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=37e25610dcaaf79077da658606fcd676&type=album
https://sun9-64.userapi.com/impg/-t21v3HNNwr2t-zIolacPl2JzgwO8aIy6NO2Fg/1EukDu12Y8g.jpg?size=1600x738&quality=95&sign=3eba5aac5960d6c4bc8ed8f01f3cd586&type=album

А дальше те самые качели. Куча машин отдыхающих и их самих, приходилось местами спешиваться. Добрался до кафе, заказал люля и стакан айрана. Сел в беседку, кушал и думал о смысле жизни. Приперся на разворот я очень поздно - уже было в районе 14 дня. Получается, что потратил на эти 80 км 8 часов 40 минут. Путь обратно был на 10 км короче (финиш у барана, а не в Кисловодске), и набора поменьше. В принципе, лимита было еще 14 часов. Но светового дня - часов 5, и в тот момент уже мелькали мысли о сходе. А коль они появились, мотивация стремительно начала падать. Полезли нехорошие мысли о том, зачем мне вообще велосипед, и кто придумал эти нереальные спуски, где у нас нет возможности тормозить ногами как двигателем у авто. Переговорил по телефону со своими, пожаловался на жизнь, плохое физическое и моральное состояние. Получил поддержку в решении, каким бы оно не было. На самом деле все уже было решено. Пока неспешно кушал, получил последнее убеждение в нем - налетел сильный ветер и тучи. Надо признать, они столь же стремительно прошли мимо, но на тот момент казалось, что сильной грозы не миновать.
Нашел возле кафе трубу со вкусным нарзаном. Сначала напился сам, затем набрал бачки и максимально постарался отмыть велосипед от результатов вчерашнего ливня. Это был мой первый шаг к эвакуации. Подсушил, поехал искать на парковку пути отступление. Это оказалось не так просто, хоть и отдыхающих было море. Многие оставались с ночевкой, большинство уезжающих машин либо были слишком малы для моих целей, либо под завязку забиты людьми и скарбом. Переговорил с охранником у шлагбаума, он сказал, что были экскурсии на автобусах, но уже успели уехать. И вообще скептически отнесся к моей ситуации. Но что мне оставалось делать, держал в голове мысль о поиске ночлега в Джилы-Су на крайний случай. Но тут еще и в том дело, что на завтра у нас заканчивалась аренда жилья в Кисловодске, был запланирован перегон на авто в 500 км и забронировано жилье в Махачкале. Так что деваться было особо некуда. Останавливал большие машины на выезде, преимущественно крузаки и уазики. Сбился со счета, в какой-то момент мне повезло - в ситуацию вошла семейная пара на крузаке. Сзади у них была только такса, но очень много вещей. Остановились и стали продумывать, как бы упихать велосипед в багажник. По итогу застели все, что было у них в багажнике, постаравшись сделать ровную площадку, всем, что попалось под руку, в том числе моим дождевиком. Снял колеса и седло, и велосипед прекрасно вошел поперек. С рулем, выносом и лежаком ничего не делал, просто повернул вверх и немного проложил вещами от стекла.
Все казалось бы, я спасен! Но у этих людей еще был квест от родственников - найти и привезти "печеночный" нарзан. Вводные были весьма расплывчатые - за белым зданием, не доезжая до реки. Обыскали все кругом, поспрашивали - ничего. А реки там на самом деле две - Малка внизу, в ущелье и примерно такая же бурлящая сверху, по дороге к парковке (безымянная по яндекс-картам).
В конечном итоге спустились в ущелье, переехали через Малку. Потом отличная порция бездорожья, которая не так просто далась крузаку. Далее 15 минут (по словам отдыхающих) по тропинке вдоль обрывистого берега реки. Отправились в путь с пустыми тарами. Там было все, и скользкие участки, и каменистые горки, и заросли, сквозь которые надо было продраться по склону, и скользкий деревянный мостик через реку. Нашли! На месте были кавказцы с огромными бутылями. А пропускная способность источника, надо признать, была так себе. Переговорили ненмого с ними. Уточнил, верхняя безымянная река - тоже Малка! Как-то в голове не складывалось по началу, 2 реки-близнеца, только одна сверху, другая снизу, а где они встречаются, и встречаются ли вообще? Возвращаясь к 15-минутному походу вдоль реки, примерно в его середине я стал свидетелем чуда природы - одна Малка падает на такую же Малку через дыру в стене ущелья. А стены там просто отвесные, фото не передает!
https://sun9-45.userapi.com/impg/tTBhRdggA_2BY8KahvUKaPZXLlKZkuE7ntHiQw/1tU2NUgMq5E.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=f706e6334b0de5b6573f075cc0714340&type=album
https://sun9-78.userapi.com/impg/J6tPt7MP6q4lwunOnK577wSwF_5vYFeg3UbB2w/m-GOrpeE2_g.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=2cba7c0228cffff568acbde065ad0dff&type=album

Добрались с водой обратно, снова порция оффроуда и путь до Кисловодска без приключений, быстрый за разговорами. Компанию на заднем сиденье мне составил пёсель:
https://sun9-12.userapi.com/impg/gUGxPOj5Pn9YuCyJqIpIMkkc7G3eGlpsnVQZSw/-oUAZWIYq-Y.jpg?size=738x1600&quality=95&sign=ce896b5a96b10040580a351b2237c8cc&type=album

Денег на бензин не взяли за помощь с водой smile
Пожалуй, с фактической частью отчета все. Писал несколько дней, пока все не забылось.
По поводу общих впечатлений о маршруте, причинах схода и подготовке наверно напишу отдельно и попозже, а то и так текст уже слонячий получился.

4 Отредактировано solist_0307 (2022-08-19 17:53)

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

Интересный обзор! Экстремально получилось! Горы требуют совсем иного подхода к вопросам подготовки. А Кавказ - в особенности! Климат, рельеф, менталитет местных - всё особенное. Жаль, что твоё моральное состояние не позволило тебе покорить дистанцию sad. А впечатлений, однако, хватит на целую жизнь!!! Я в восхищении от твоего решения вообще принять участие в таком мероприятии!!!

5

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

Круть!

6

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

спасибо за отчет и фото, огонь

7

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

По поводу шипов. Мне кажется, этот страх напрасен. Хожу весь сезон без чехлов. Да, подстерлись немного от камней. Это стало проявляться тем, что появился небольшой люфт в горизонтальной плоскости (как на МТБшных шипах; изначально брал шипы без люфта). Ну, в общем, ничего такого, из-за чего можно было бы волноваться.

А вообще думаю на следующий сезон отказаться от шоссейных шипов и педалей в пользу МТБшных. Не ощутил я кайфа, а ходить неудобно.

8

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

2Kakaru
полностью согласен на счет чехлов, у меня тоже есть они, я один раз их брал с собой, и всё, больше не удобства доставляет их транспортировка с собой.
Луковские (серые) шипы два года живут еще, хотя я конечно не шибко много хожу.

9 Отредактировано nilacross (2022-08-21 14:55)

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

dr.DenASD пишет:

Луковские (серые) шипы два года живут еще, хотя я конечно не шибко много хожу.

Ну я вот уже три штуки за сезон уничтожил. От одного отломил кусочек, неудачно задев лежачего копа. Ну и пара с Кавказа навыкид. Я ж в них ещё вдоль реки шастал, может и не в счёт smile

10 Отредактировано nilacross (2022-08-22 16:26)

Re: первая половина августа 2022, СР600 "Северо-Кавказский Тур"

Вместо заключения.
Маршрут действительно очень сложный и несбалансированный. Неспроста на нем так много сходов, 20 из 42, если верить летописи:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/ … SG/pubhtml
Вот и я пополнил копилку, округлив эту цифру до 50%.
Ниже приведу перечень пунктов - моих ошибок, приведших к такому результату, и мыслей на будущее.

1. Мотивация. Она нужна больше всего. В моем случае цель была какая-то аморфная: попутешестовать, посмотреть горы Кавказа, понять что это такое. Ни о каких рекордах не было речи - проеду за 48 или за 50, просто отлично. SR600 pаз плечами уже есть, и этот маршрут ни на какую номинацию у меня не влиял. Разве что коллекционировать SR-ы, но это дело такое, по времени никак не ограничено, катай хоть всю жизнь по мере сил и средств. Вот так и получилось, просто прокатился, Джилы-Су посмотрел, а на обратный путь тяму не хватило.

2. Техническая составляющая. Нужно быть уверенным в первую очередь в тормозах. И желательно отправляться в путь на проверенном конфиге. У меня же был поставлен новый вилсет и роторы, с этим всем я успел прокатиться всего лишь один раз, и не по горам. Рекомендую брать с собой новый комплект колодок (у меня не было), хотя бы для своего спокойствия. А также брать запасные шипы (у меня были) или хотя бы не терять защиту для них, как это сделал я. Даже можно порекомендовать мтб-шные ботинки, шипы и педали, с ними вообще не было бы хлопот.
upd. По трансмиссии не написал, 34x32 низшая передача. Не думаю, что 34ая звезда на кассете драматически изменила бы ситуацию. Нужно крутить на том, что есть, и так уж 3 кассеты в хозяйстве для одного велосипеда.

3. Физическая составляющая. Как ни странно, нужно больше тренироваться и прикатываться к горам. К началу сезона был неплохо натренирован на станке. Потом после серии бреветов спад, болезный июль, растерянная форма и навык крутить на высокой для себя мощности длительное время. Также надо было более детально изучить длину и рельеф сложных подъемов, чтобы понимать, сколько осталось потерпеть. Если крутить нереально, то спланировать график кручения/ходьбы до вершины.

4. Тщательное изучение отчетов других участников. Отчеты я почитал, но не сделал все возможное, чтобы поучиться на чужих ошибках. Если внимательно взглянуть на летопись, из всех сошедших шесть участников предприняли вторую попытку, причем пятеро из них успешно! Как минимум, надо было попробовать выйти с ним на связь. По факту, я до сих пор ничего не знаю о сходах, кроме своего. Где, как, почему, что пошло не так?

5. Планирование. Не сказать, что мой план прохождения не оправдался, но нужно было жестче себя контролировать по времени. Определиться с желаемыми сроками прохождения КП, составить примерный график и придерживаться его. Этого всего у меня не было, только желание застать меньше темноты. Во второй день приехал слишком поздно, еще и вволю поспал, как результат выехал только в начале 6ого утра на эльбрусинг. Надо было выезжать с ночи, поскольку темнота в данном случае не критична - почти все время вверх ползти с низкой скоростью. К серьезным спускам уже бы рассвело, зато был бы шанс успеть к развороту до наступления пекла. Также обязательно нужно учитывать климатические особенности - возможную жару летом, ранний заход солнца по сравнению с нашими широтами.

6. Компания. Хоть польза от пелотона на данном маршруте сомнительная, но когда едешь не один, это дополнительная огромная мотивация продолжать движение. Желательно ехать с кем-то.

7. Защита. В солнечную погоду обязательно нужно прикрывать руки. Шею, нос, уши также либо прикрывать, либо регулярно мазать кремом. Я нос помазал один раз, и на следующий день он был в волдырях.
Открытые руки с кремом очень сильно обгорели, поскольку все были в воде, прям как в бане. Лучше пользоваться нарукавниками. Репеллентом можно пренебречь, КМК. Комары доставали жужжанием только ночью в Зеленчукской (лучше окна на ночь не открывать). Оводы в третий день не очень доставали - пытались взять количеством, кусались не больно.