Несколько слов о разведке маршрута в сторону Усть-Кана.
Поскольку по Чуйскому тракту мы ездили уже неоднократно и засмотрели его до дыр, хотелось чего-то ещё. В частности, после спуска с южной стороны Семинского перевала, от Нефтебазы отходит асфальтовая дорога на Усть-Кан, где я никогда еще не был. В молодости, работая в геофизике, коллеги туда ездили, но мне сие событие застать не удалось. Впрочем, в прошлом году получилось прокатиться в ту сторону на 50 км, до границы Усть-Канского района, убедиться, что дорога по большей части свежеотремонтирована по программе БКД, а значит, можно ехать. Тем более, туда весьма кстати собрался Никита - собрать как можно больше перевалов во все стороны.
У меня программа была поскромнее, разведать границы и качество асфальта в тех краях. Поиски по интернету дали в основном старые результаты, но пару относительно свежих документов найти удалось - отчет весны этого (надеюсь) года на дзене (https://dzen.ru/a/Zhlp8FCNi0-BKdRw) о дороге за Усть-Каном, который гласил, что "От Усть-Кана до с. Кырлык дорога очень волнистая, как и на подъезде к Усть-Кану, но потом она меняется на идеальный асфальт, но только до перевала. Дальше грунт, камни, сомнительная подсыпка скальником о который я не раз портил покрышки." Речь, если что, об автомобильных покрышках.
Второй документ датирован 2018 годом и называется "Схема автомобильных дорог регионального значения республики Алтай. Работы, планируемые к выполнению в рамках Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 2019-2024 годы" (https://gornoaltaysk.ru/dokumenty/publi … D0%B3..pdf). Согласно ему, в 2024 году планируется дотянуть асфальтовую дорогу аж за 60 км после Усть-Кана, до развилки около Талды. А также в 2023 году положить асфальт на десяток км в другую сторону, после Яконура. Получалось как раз: 185 км от базы на Семинском до Талды, плюс 15 км ответвление на Яконур. Если же асфальт еще не положили, то добить до 400 планировалось по маршруту Никиты - посещением Чакырского перевала, что за Ябоганом. Единственное, что смущало - в этих глухих местах мне предполагалось оказаться в самое глухое время суток, с часу до трех ночи. Также следовало учитывать, что единственным местом, где можно было разжиться чем-то поесть, был Усть-Кан - все остальные магазины и кафе на пути "туда" были не актуальны, а на пути "обратно" - закрыты. Так в точности и получилось.
Итак, маршрут согласован с Игорем, вел собран и набит под завязку всякой всячиной (в основном еда-питье, половина из которых съедена не была), наступает утро 22 июня. Страшно. Вдруг чего не взял, а оно понадобится. А не взял-то ведь очень много, если всё брать, придется покупать прицеп. Тем не менее, выдвигаемся. Через 20 километров спуска с Семинского меня обгоняют все, даже парень на МТБ. Еще 10.5 км - и вот Нефтебаза, Чуйский тракт идет прямо, мне направо. Дорога сразу портится, на ней старый асфальт и ямы, в которые влететь - значит закончить поездку, колесо шоссейника не выдержит. Приходится ехать внимательно, но через километра три плохой асфальт кончается и начинается новый, гладкий. Который, впрочем, снова сменяется старым, но на сей раз без ям, просто с трещинами. Его 7 км, и дальше почти до Усть-Кана отличный новый. Еду с мыслью, что Никита приедет в столовую раньше ее открытия (13:00), но перед вершинкой Ябоганского перевала он меня нагоняет, так как успел уже спуститься и подняться по северной стороне Семинского.
За 10 км до Усть-Кана въезжаем в ремонт дороги - отвратительнейшее место, на колеса (раму, обувь, белые льняные носки) налипает битум, на него налипают камешки и пыль, а когда битум кончается, начинается спуск по пыльной грунтовке и, конечно же, сразу куча обгоняющих машин, из-за поднятой пыли не видно дорогу, пыль и песок забиваются в глаза, очки не помогают. Кое-как проморгавшись, въезжаю в Усть-Кан, где вижу Никиту, задержавшегося на проверку, работает ли кафе на въезде, едем вместе до столовой, там аншлаг - время обеденное. После обеда Никита, в соответствии со своим планом, возвращается к Чуйскому тракту, а я, в соответствии со своим, еду дальше, до конца асфальта.
После Усть-Кана снова начинается старый асфальт, но он вполне терпимый, хотя и с локальными разрушениями, которые приходится объезжать, в том числе по встречке. Длится это километров 7, потом начинается отличная отремонтированная дорога. Проезжаю Кырлык (20 км от Усть-Кана), еду дальше. Велокомп на солнце показывает 40+ градусов, на короткое время показал даже +45. А укрыться негде, вокруг холмистая степь. Иногда, впрочем, тень находится, плюс спасает поливание себя водой из предусмотрительно наполненной бутылочки. Так добираюсь почти до вершинки Кырлыкского перевала, за 700 м до нее асфальт кончается совсем. Поднимаюсь пешком, делаю фото, за перегибом дороги, внизу, вижу работающий экскаватор, полускрытый лесом. Однако дорогу здесь явно тоже собрались асфальтировать в ближайшее время. Время 17:03, пора назад, разведывать дорогу до Яконура. В столовую успеваю к 18:45, за 15 минут до закрытия.
Дорога до Яконура - старый асфальт, местами сильно с трещинами, но ехать можно - ям, чтобы прям убиться, нету. В самом селе хороший, но сразу после него кончается, а это всего 11 км от дороги. Получается, по возвращении на Чуйский тракт придется добрать 25 км на юг до Онгудая, чтобы получить 400, что и делаю. На подъеме на Ябоганский перевал темнеет окончательно, останавливаюсь, чтобы подключить фару. Едущий встречный мотоциклист плавно тормозит за моей спиной, разворачивается, возвращается, спрашивает, куда путь держу и все ли в порядке, не надо ли чего. Вообще, встреченные люди - дорожные рабочие, дети, - были приветливы, здоровались, улыбались, чего не скажешь об автомобилистах. Пару раз мне что-то неразборчиво кричали в окно, а один встречный даже показал жест недоумения, так как я предпочел ехать не по разбитой грунтовке в своей полосе, а по свежеположенному асфальту встречки. Места разъехаться было более чем достаточно, трафик - единичные машины, так что другие водители отнеслись к моему выбору совершенно спокойно. Также там огромное количество живности - домашней и дикой. Коровы стадами, лошади табунами, овцы, козы, коршуны, суслики в поле и перебегающие дорогу, вечером, уже в темноте, дорогу в свете фары перебежал довольно упитанный корсак. За 38 км до выезда на Чуйский тракт пополнил запас воды из родника.
Несмотря на то, что предыдущий день почти весь проспал с минимумом физической активности, в сон явно стало клонить, так что, добравшись до Нефтебазы в 1:53, тут же и залег поспать на сотовом коврике у входа закрытого кафе "Гранд Отель". Имя кафе, кстати, мне видится явной отсылкой к песне Высоцкого, где упоминается кафе именно с таким названием. Температура к тому времени сильно упала, термометр иногда показывал +14 градусов, так что довольно быстро замерз и в 2:45, стуча зубами, выехал добирать оставшиеся километры в сторону Онгудая.