1

Тема: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Старт от столовой, после завтрака, в 8:00
Разворот - магазин в Чибите.
Финиш на базе перед "Леной"
Информацию с контрольных точек на мой телефон.
Трек
Отмечаемся

УчастникиРезультат
Андреев Павел (1975)(Новосибирск-марафон) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 08:50 24:50
Басманов Николай (1985)(Новосибирск-марафон) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 03:34 19:34
Латынцев Никита (1989)(НскМ | N-TEAM Cycling) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 00:55 16:55
Перемитин Андрей (1983)(НскМ/НВС) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 03:56 19:56
Резанцев Евгений (1983)(НскМ) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 08:48 24:48
Студилов Александр (1984)(Новосибирск ) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 05:42 21:42
Чупина Кристина (1990)(Новосибирск) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 05:35 21:35
Власов Юрий (1999)(Белая Лисица) 2024-06-22 08:00   2024-06-23 06:21 22:21
Титов Михаил (1900)() 2024-06-22 08:00   2024-06-23 08:30 24:30

Регистрация закрыта 2024-06-22

2

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Напомню, маршрут хочу попробовать новый отсюда:
http://nsk-marafon.ru/forum/viewtopic.php?id=1600

3

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

nilacross пишет:

Напомню, маршрут хочу попробовать новый отсюда:
http://nsk-marafon.ru/forum/viewtopic.php?id=1600

Пробуй.

4 Отредактировано Andrey83 (2024-06-26 11:00)

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Впервые поучаствовал в Алтайфесте. Понравилось smile

Подготовка велосипеда:
Для горных условий решил поставить ведущую звезду 38т вместо штатной 44т. Давление в покрышках немного снизил, сделал около 4 бар, вместо обычных 5, чтоб было помягче на шубе, трещинах и камнях на асфальте.

Подготовка себя:
Пробег в этом году у меня неплохой, особо не переживал что могу не вывезти, но по прошлому опыту знаю, что к горным условиям надо привыкать. Поэтому было принято решение ехать на своей машине в четверг утром и пару дней раскатываться. Снял комнату на сутки в "Фазенде" (Онгудай) откуда сделал выезд на "Дачу Путина" в четверг и на перевал Чике-Таман в пятницу. Потом переехал на Семинский и готовился к заезду уже вместе со всеми.

Поклажа:
Когда собирался дома, на всякий случай взял с собой сумку "хвост", хотя задумка сразу была, обойтись мелкими сумочками - так и получилось. Кроме стандартного набора (камера, заплатки, мультитул) дополнительно взял кусок цепи с замками, винты с гайками, стяжки и нож-мультитул с пассатижами в комплекте.
По аптеке, вспоминая Канду, где томич упал на яме, взял хлоргексидин, пачку бинта и пластыри. На всякий случай - термоодеяло. По таблеткам - нурофен, цитрамон, аспирин, лоперамид, гевискон и аспаркам. По мазям - вазелин и офломелид.
Шесть таблеток изотоника, плюс развел в одной фляге изотоник и мальтодекстрин (щепотка соли как необходимый ингредиент). Полторашка чистой воды чтобы пить и поливаться на жаре (поливаться начал ещё на утреннем подъеме в Чикет, закончил перед Чуй-Оозы - очень сильно помогло, без этого не знаю как бы я ехал). Мармеладные червяки, четыре батончика баунти (три съел дорогой), четыре геля (освоил два - по оному перед каждым из ночных перевалов).
Салфетки сухие и влажные, по маленькой пачке.
Пауэрбанк на 10к миллиампер часов.

Одежда:
Неизменные тонкие штаны, чтоб ноги не обгорали, наверх белая джерси с ленивцем, под неё - тонкую базовую термуху с длинными рукавами, белый тонкий подшлемник. На утро решил надеть ветровку и бахилы на носки туфель без утепления, от ветра на спуске с Семинского. На ночь дополнительно взял тонкие флисовые наколенники.

Прохождение:
Со старта планировал отпустить лидеров чтобы не мешать, и постараться не ехать в группе, ибо боюсь завала на скорости. Так и получилось - встроился в просвет между лосями и основной группой. Со звездой 38т максимальная скорость при педалировании, как я выяснил заранее, составляет 44 км/ч так что ехал просто на лежаке, не вращая педали. Неплохо получилось, около 70 км/ч максимум. Почти в самом низу, у Нефтебазы, увидел впереди Кристину с Даней Панькиным на колесе - пристроился к ним третьим, четвертым прицепился Саня Студилов. Таким составом доехали почти до Чикета, там, сперва, оторвался Саня, а потом Даня сказал что свернет в кафе у Хабаровки.

Дальше ехали с Кристиной вдвоём до Акбома. Сменами менялись хаотично, иногда растягивались, но в целом не терялись. Когда обедали в Акбоме, туда же приехала группа трёхсотчиков и Студилов. На подъёме после кафе группа окончательно развалилась, я поехал вперёд один. За пару километров до разворота, навстречу проехал Лёня Кузнецов, а за ним, на небольшом удалении, Серёга Пархоменко. В Чибите долго искал магазин, в итоге зашёл на заправку, купил воду и мороженое. К этому времени приехала демотивированная Кристина, сказала что до Акташа не поедет, а будет завершать дистанцию 400 вместо 600. Подъехали Юра Власов и Саня Студилов. Пока отдыхали и ели мороженое в тени заправки, выяснилось что в Акташе охлаждается Коля Басманов, оторвавшийся от лидерного пелотона - Кристина и Саня решили ехать в его сторону. Юра остался отдыхать, а я поехал в обратный путь.

На выезде из Чибита навстречу проехал Женя Резанцев, помахал ему, крикнул что разворот уже близко. На ближайшей речке, пересекавшей дорогу, я остановился чтобы охладиться - тут меня догнали сперва Коля с Кристиной, а потом и Юра. До Акбома ехали растянувшейся группой. Навстречу проехали Миша Титов с неопознанным мною напарником.

В кафе я съел пару блинов, выпил чаю и поехал дальше, оставив остальных потреблять полноценный ужин. План был доехать до Ини и там пополниться в последний раз перед ночью. Рядом с кафе Чуй-Оозы подумал что если в Ине магазин работает до 21:00, то я не успею доехать за 15 минут - решил зайти в кафе. Выпил чаю, съел сосиску в тесте, взял одну на запас. Когда собирался выходить, в окне увидел промелькнувшего велосипедиста. В сумерках решил что это Кристина и рванул догонять группу. Перед въездом в Иню догнал Юрия, спросил где остальные? Он ответил "Впереди", после чего я попрощался и поехал, как мне казалось, догонять Колю и Кристину (оказалось что на самом деле они ехали позади, что я понял из переписки в чате, когда сам был уже у Нефтебазы). В Ине несколько магазинов ещё работало, но ни ребят, ни велосипедов нигде не было видно. Проехал не останавливаясь.

На катунских террассах застал последние лучи заката, сделал пару снимков, включил фонарики и поехал дальше. Подъем на Чикет показался бесконечным, от Купчегени начался нескончаемый подъём, а потом и серпантин. Перед серпантином стоит знак "Подъем 4 км" - это враньё, там не меньше шести! Наверху перевала немного отдышался, принял решение утепляться когда спущусь в Хабаровку и поехал дальше. В Онгудае на заправке пополнил воду, взял колу и попробовал съесть сосиску из Чуй-Оозы, но кусок в горло не лез и примерно пятую часть сосиски пришлось выбросить.

Добрался без приключений до Нефтебазы, несмотря на ночную прохладу решил снять ветровку, и начал подъём в Семинский перевал. Прикинул по времени что реально попробовать успеть финишировать до 4 часов утра - к этому и стремился. Примерно за 18 км до финиша встретил идущего пешком Сергея Серёгина, как я понял, с велосипедом всё было нормально, просто он выдохся. Остановился, посочувствовал и двинулся дальше. Перед самой вершиной перевала нагнал Григория Панова на оранжевой Мериде. Он сказал что 600 не поехал, и возвращается с трёхсотки. После разговора у него, похоже, открылось второе дыхание и он весьма резво, как мне показалось, рванул на финиш. Когда я поднялся к стартовой / финишной площадке, там уже никого не было. Проверил время - 03:56, значит, удалось, ура! Отправил смс и поплелся к домику.

Выводы:
Акклиматизация перед горными заездами очень важна, думаю только благодаря этому у меня получилось показать хороший результат и даже обогнать Кристину и Колю, которые, конечно, гораздо более сильные велосипедисты чем я.
На жаре надо обязательно поливать голову водой, чтобы не словить тепловой удар - очень помогает!
Белая одежда для лета - топ! (Всё мечтаю когда-нибудь разжиться белыми летними штанами для комплекта).

Пы.Сы: надеюсь что никого не перепутал из упомянутых в тексте, если, всё же это так - прошу отнестись с пониманием и поправить. Спасибо smile

5

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Буду чуть менее многословен более опытных товарищей, но все же нарисую свои пару букв. По Чуйскому пару раз закатывал на гружёном байке, но все же с велоштанами это не то. Закатить хотелось быстро, сытно и на легке. Вероятно, ехать холмистые 600 не проезжая за раз более 230 было малость не разумно, но на 200 в такую даль как то не серьёзно. 300 уже лучше, но где 300 там и 400 рядом. Вот и порешали.
Подготовка началась с того, что в четверг на авто резко заканчиваются тормоза. На байке с этим можно мириться,можно даже ехать, но на жиге-дело гиблое. Можно не доехать. Или приехать не туда. Критично. Вечер в компании комаров и тормозухи, колодки,суппорта. Ожили. Старт не слит.  Закинул палатку и можно в путь. Подготовка в целом окончена.
В путь дорогу умчался пятничным вечером, к часу ночи приехал на Семинский. Сто метров от трассы,в палатку и спать. Подъем 6:45 с мыслями только о сне. Ну да ладно, уже тут. Скромный завтрак и к базе. Собрал вел, закинул шоколадок и в строй.
Прогноз погоды был весьма не комфортный, со старта по прохладе решил немного покрутить. Лучше потом посидеть у речки.
Планировал уложиться в 24 часа, но там как пойдет. Морально готов и сойти.
За 20 км под горку все куда то испарились, никого не видно. Хотел поглядеть на мощный статный пелотон, таки не успел. Кручу в одного. Вероятно на кантрийнике не угнался бы, но все же.
На Чикете начала подходить жара. Холмик сам по себе лайтовый, но солнце бьёт прилично.
Купчегень, умял самую сомнительную булочку, но вроде жив остался.
3:43 отсечка первой сотни. Быстрей разве что Кандауровская половинка. Жара подступает, дальше тяжелей. Соль на теле можно измерять сантиметрами. Речки спасают, с головой ныряешь и можно дальше жить. Жаль особо не полежать. Утягивает течением.
Акбом, самый долгожданный пункт. Две фляги на голову и за макарошками. Обед всегда радует, даже по жаре. Пол часа отдых, но даже в тени испаряешься. Сникерсы расстаяли, фрутиладки на исходе. Впервые жду ночь с таким нетерпением.
Речки нагрелись, уже не так хорошечно. Три раза к ним за скромный сорокет км. Так часто даже в походах не купался
КП Чибит, вижу заправку. Ну думаю врятли считается магазом. Проехал километр вперед, не нашел. Развернулся,помчал к Нике. Виднеются добрые лица со вкусным мороженком. И я к ним. 8:55 отсечка. Неплохо Перекус, минералка, 15 минут в тени и в обратный путь.
За 230 км жары шорты и седло изрядно пропитались солью. Крайний нырок в Чую и первый раз за три года достал "памперс". Так и выходит, сына отучаем, а сам залез.
240.Акбом. Вероятно, больше еды не будет, но кушать нет желания. Зато в тени уже прохладно.
Затарился водицей полные фляги, надеясь что хватит до Онгудая (не хватило). Стартую с мыслями "ехать то 160 осталось, всего лишь недельный пробег"
Дальше километры как то быстро пролетели. Но до 330. После Чикета подступил ночной недосып. 5 часов маловато перед таким стартом. Начал искать мягкую травку, а нашел диванчик. Мягкий такой, уютный. Возле шашлычной. И никого нет, как для меня поставили. Упускать такую удачу незя. Лег, три минуты и уснул. Самые быстрые два часа сна. Проснулся от холодного ветерка, решил что пора. Все равно уже проснулся.
Дальше по прохладе все легко и просто.  Кола в Онгудае, в дальний путь. Так и домчал до финиша. 6:21 утра. 22:21 получается. На полтора часа шустрей запланируемого. Неплохо. А вокруг никого. Закинул вел в тачку, отъехал в лесок и подремал три часа. Пора и домой
Итоги таковы:
1. Можно ехать и 600 следущий раз, не так уж тяжко
2. Надо перед стартом нормально спать. Вроде и так понятно, но ни разу не получалось
Выражаю благодарность организаторам за чёткое мероприятие и добрым рандоннерам за хорошие беседы на кп. Надо брать 600

6

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Сочинил новый маршрут - надо бы проехать. Но гладко было на бумаге (по фото Яндекс карт), на деле как обычно всплыли нюансы.

По покрытию. Уже после съезда с ЧТ у Нефтебазы стало грустновато - старый неровный асфальт с поперечными трещинами, которые отдают в локти, если ехать на лежаке. Веселые ямки, намекающие, что до темноты здесь задерживаться не стоит. Но таких дрянных было всего 7 км, от села Шиба пошел прошлогодний асфальт, и жизнь наладилась. Где-то дальше еще 3 км старого, и снова ок. На Ябоганском перевале кипят точечные дорожные работы, но все объезжаемо, иногда с выездом на встречку. Возле Ябогана к покрытию присоединились полчища саранчи - хрустели под колесами, отскакивали в ноги. От поворота на Чакырский табличка, оповещающая о ремонте дороги до Черги с заявленным завершением аж 21.10.2025. Под толщей грунта и щебенки остатки старого асфальта почти не проглядываются. Помучился километр, махнул встречной алтайской машине - они мне сообщили, что асфальт начинается только за перевалом, до него все так же. Поверил им, но как выяснилось позднее, Андрей Акулов смог доехать на шоссейнике до вершины - сказал, что после первого км как раз начинался асфальт. Ну да ладно, не поехал. Дальше в сторону Усть-Кана свежий асфальт, местами слишком свежий, с блестящим на жаре битумом, потом все стало хуже - встретились катки, одна полоса в ремонте, встречка - грунтовка с камнями. Через какое-то время осталась целиком грунтовка, и так примерно 8 км до Усть-Кана. В самом райцентре асфальт через некоторое время после въезда.

По погоде. Аномальная жара на Алтае, переданная в СМС аж до 29 июня. Слабый ветер, отсутствие осадков на маршруте по gismeteo и windy.

По одежде. Рискнул и поехал налегке: джерси, шорты с памперсом и беговые поверх, рукава-ногова больше для защиты от солнца, из утепления с собой только ветровка в кармане. Дождевик не брал.

По еде. С собой три банана, два пирожка с капустой и картошкой, бутылка 0.75 мальта + фруктоза и еще одна с обычной водой, 9 гелей, батончики-пастилки. Полноценные обед в Усть-Кане (Наша кухня) и ужин в Огнудае (Фара), перекусы пирожками на ходу, лимонад и вафельная трубочка с собой на Чике-Тамане. Дозавправка водой в роднике между 39ым и 40ым км столбиками на ветке до Усть-Кана.

С вечера узнал, что по моему маршруту желает прокатиться Паша Андреев, но только без спуска-подъема на северную сторону Семинского в начале и добором км за Усть-Каном. Приятная новость, добрал его почти на вершине Ябоганского. Переговорили, останавливаться не стали - сразу на спуск. Пока я возился с поворотом на Чакарский, он меня снова обогнал, встретились уже на свежем асфальте, на подъезде к участкам ремонта. Далее почти рядом мучались на грунтовке, Паша меня снова догнал, пока я проверял кафе на въезде (оказалось закрыто, хотя выходной отмечен вс), доехали до разворота и столовой Наша Кухня, вместе поели. Потом попрощались - хотел скорей свалить от плохой дороги. Страдания обратно с мыслями о том, только бы не пропороть свою бескамерку камнями - все обошлось. Заметил, как быстро продвигаются работники - еще неделька, и все было б закататано в асфальт, пожалуй. Выбрался на асфальт, стало гораздо приятнее, только жара подступала. Немного спасал ветерок, который на этой ветке был то встречно, то попутно-боковым. Вскипел при подъеме на Ябоганский, хотел сперва остановиться, но лучшим лекарством от перегрева оказался спуск - дотерпел с остановкой до родника. Почему-то он наступил на 10 км раньше, чем я ожидал, пришлось резко оттормаживаться с горки. Как-то странно идет километраж, возможно от Усть-Коксы, т.к. цифры в районе 300 и с двух сторон столбиков, но в какой-то момент начинаются цифры от ЧТ со стороны ЧТ. Также посчитал, что до 400 мне минимум нужно добрать где-то еще 20. Сначала думал сделать это в сторону Купчегеня, но в какой-то момент родилась идея сделать крюк по дороге к устью Урсула - тем более, на веле ни разу там не был. Признаться, крамольные мысли о сокращении дистанции до 300 посещали, о чем сообщил еще Паше. Думал доехать до ЧТ и там решить. Отчасти от того, что поехалось неплохо, хотелось закатить по вечерней прохладе после зноя, а также недобора километров само по себе пришло решение с ужином в Огнудае и покорением двустороннего Чикета. Кстати говоря, перевал в районе 8 вечера дался непросто из-за еще не прошедшей жары - очень радовался теневым участкам. На спуске встретил, а после разворота на подъеме догнал одного Андрея, а на вершине нас ждал второй. Попрощались с ними прям там, потому что я остался пить лимонад и планировал аппендикс до дачи. Лидеров 600ки не встретил, уже после возвращения на ЧТ понял, что Лёня обошел меня, пока я делал этот набористый аппендикс. Подумалось, что наверняка он остановится на АЗС в Онгудае, так и вышло. Место встречи с ностальгией о прошлых годах. Он уже подготовил мороженку и положил на руль, а я и не планировал там кушать. Далее поехали уже вместе и веселее. Я как-то целился поесть или заправить бачки до 0:00 в кафе у Нефтебазы, но обретя напарника, передумал. Наверно не зря, хоть воды было мало на подъем в Семинский, но смачивать горло хватило, жара уже отступила. Лёня карданил свою 30ую звезду, я мучил переключения на 32ую. Плоховато стало работать - не разбирался, просто подтянул тросик, стало немного лучше. За разговорами поднялись на перевал, сфотались на моем финише и Лёнином КП, разбрелись по домам. Бюджетный велокомп igpsport bsc100 опять меня подвел. Вот ваша посылка (трек), но как говорится, я вам ее не дам (не синхронизирую), потому что у вас докУментов нет (сэкономили на компе). Очень хорошо, что записал резервный трек на не менее бюджетные часы, но со всем вытекающими - на 10 км меньше из-за кривущих быстрых спусков, без мощи и каденса, с пульсом с запястья. Но лучше, чем ничего..

Фест удался, мне опять выпала возможность пожить в районе недельки на перевале и пройти акклиматизацию.
О выборе маршрута не жалею, трудности конечно были, но это разнообразие, на то она и разведка. С удовольствием закатил бы еще раз, дождавшись ремонта до Усть-Кана и может быть даже до Черги.
Рад был всех повидать, уже жду следующих поездок на Алтай.

7

Re: 22 июня 2024, 400 км Алтайфест

Несколько слов о разведке маршрута в сторону Усть-Кана.

Поскольку по Чуйскому тракту мы ездили уже неоднократно и засмотрели его до дыр, хотелось чего-то ещё. В частности, после спуска с южной стороны Семинского перевала, от Нефтебазы отходит асфальтовая дорога на Усть-Кан, где я никогда еще не был. В молодости, работая в геофизике, коллеги туда ездили, но мне сие событие застать не удалось. Впрочем, в прошлом году получилось прокатиться в ту сторону на 50 км, до границы Усть-Канского района, убедиться, что дорога по большей части свежеотремонтирована по программе БКД, а значит, можно ехать. Тем более, туда весьма кстати собрался Никита - собрать как можно больше перевалов во все стороны.

У меня программа была поскромнее, разведать границы и качество асфальта в тех краях. Поиски по интернету дали в основном старые результаты, но пару относительно свежих документов найти удалось - отчет весны этого (надеюсь) года на дзене (https://dzen.ru/a/Zhlp8FCNi0-BKdRw) о дороге за Усть-Каном, который гласил, что "От Усть-Кана до с. Кырлык дорога очень волнистая, как и на подъезде к Усть-Кану, но потом она меняется на идеальный асфальт, но только до перевала. Дальше грунт, камни, сомнительная подсыпка скальником о который я не раз портил покрышки." Речь, если что, об автомобильных покрышках.

Второй документ датирован 2018 годом и называется "Схема автомобильных дорог регионального значения республики Алтай. Работы, планируемые к выполнению в рамках Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" 2019-2024 годы" (https://gornoaltaysk.ru/dokumenty/publi … D0%B3..pdf). Согласно ему, в 2024 году планируется дотянуть асфальтовую дорогу аж за 60 км после Усть-Кана, до развилки около Талды. А также в 2023 году положить асфальт на десяток км в другую сторону, после Яконура. Получалось как раз: 185 км от базы на Семинском до Талды, плюс 15 км ответвление на Яконур. Если же асфальт еще не положили, то добить до 400 планировалось по маршруту Никиты - посещением Чакырского перевала, что за Ябоганом. Единственное, что смущало - в этих глухих местах мне предполагалось оказаться в самое глухое время суток, с часу до трех ночи. Также следовало учитывать, что единственным местом, где можно было разжиться чем-то поесть, был Усть-Кан - все остальные магазины и кафе на пути "туда" были не актуальны, а на пути "обратно" - закрыты. Так в точности и получилось.

Итак, маршрут согласован с Игорем, вел собран и набит под завязку всякой всячиной (в основном еда-питье, половина из которых съедена не была), наступает утро 22 июня. Страшно. Вдруг чего не взял, а оно понадобится. А не взял-то ведь очень много, если всё брать, придется покупать прицеп. Тем не менее, выдвигаемся. Через 20 километров спуска с Семинского меня обгоняют все, даже парень на МТБ. Еще 10.5 км - и вот Нефтебаза, Чуйский тракт идет прямо, мне направо. Дорога сразу портится, на ней старый асфальт и ямы, в которые влететь - значит закончить поездку, колесо шоссейника не выдержит. Приходится ехать внимательно, но через километра три плохой асфальт кончается и начинается новый, гладкий. Который, впрочем, снова сменяется старым, но на сей раз без ям, просто с трещинами. Его 7 км, и дальше почти до Усть-Кана отличный новый. Еду с мыслью, что Никита приедет в столовую раньше ее открытия (13:00), но перед вершинкой Ябоганского перевала он меня нагоняет, так как успел уже спуститься и подняться по северной стороне Семинского.

За 10 км до Усть-Кана въезжаем в ремонт дороги - отвратительнейшее место, на колеса (раму, обувь, белые льняные носки) налипает битум, на него налипают камешки и пыль, а когда битум кончается, начинается спуск по пыльной грунтовке и, конечно же, сразу куча обгоняющих машин, из-за поднятой пыли не видно дорогу, пыль и песок забиваются в глаза, очки не помогают. Кое-как проморгавшись, въезжаю в Усть-Кан, где вижу Никиту, задержавшегося на проверку, работает ли кафе на въезде, едем вместе до столовой, там аншлаг - время обеденное. После обеда Никита, в соответствии со своим планом, возвращается к Чуйскому тракту, а я, в соответствии со своим, еду дальше, до конца асфальта.

После Усть-Кана снова начинается старый асфальт, но он вполне терпимый, хотя и с локальными разрушениями, которые приходится объезжать, в том числе по встречке. Длится это километров 7, потом начинается отличная отремонтированная дорога. Проезжаю Кырлык (20 км от Усть-Кана), еду дальше. Велокомп на солнце показывает 40+ градусов, на короткое время показал даже +45. А укрыться негде, вокруг холмистая степь. Иногда, впрочем, тень находится, плюс спасает поливание себя водой из предусмотрительно наполненной бутылочки. Так добираюсь почти до вершинки Кырлыкского перевала, за 700 м до нее асфальт кончается совсем. Поднимаюсь пешком, делаю фото, за перегибом дороги, внизу, вижу работающий экскаватор, полускрытый лесом. Однако дорогу здесь явно тоже собрались асфальтировать в ближайшее время. Время 17:03, пора назад, разведывать дорогу до Яконура. В столовую успеваю к 18:45, за 15 минут до закрытия.

Дорога до Яконура - старый асфальт, местами сильно с трещинами, но ехать можно - ям, чтобы прям убиться, нету. В самом селе хороший, но сразу после него кончается, а это всего 11 км от дороги. Получается, по возвращении на Чуйский тракт придется добрать 25 км на юг до Онгудая, чтобы получить 400, что и делаю. На подъеме на Ябоганский перевал темнеет окончательно, останавливаюсь, чтобы подключить фару. Едущий встречный мотоциклист плавно тормозит за моей спиной, разворачивается, возвращается, спрашивает, куда путь держу и все ли в порядке, не надо ли чего. Вообще, встреченные люди - дорожные рабочие, дети, - были приветливы, здоровались, улыбались, чего не скажешь об автомобилистах. Пару раз мне что-то неразборчиво кричали в окно, а один встречный даже показал жест недоумения, так как я предпочел ехать не по разбитой грунтовке в своей полосе, а по свежеположенному асфальту встречки. Места разъехаться было более чем достаточно, трафик - единичные машины, так что другие водители отнеслись к моему выбору совершенно спокойно. Также там огромное количество живности - домашней и дикой. Коровы стадами, лошади табунами, овцы, козы, коршуны, суслики в поле и перебегающие дорогу, вечером, уже в темноте, дорогу в свете фары перебежал довольно упитанный корсак. За 38 км до выезда на Чуйский тракт пополнил запас воды из родника.

Несмотря на то, что предыдущий день почти весь проспал с минимумом физической активности, в сон явно стало клонить, так что, добравшись до Нефтебазы в 1:53, тут же и залег поспать на сотовом коврике у входа закрытого кафе "Гранд Отель". Имя кафе, кстати, мне видится явной отсылкой к песне Высоцкого, где упоминается кафе именно с таким названием. Температура к тому времени сильно упала, термометр иногда показывал +14 градусов, так что довольно быстро замерз и в 2:45, стуча зубами, выехал добирать оставшиеся километры в сторону Онгудая.