Тема: КП Шелаболиха, разбор полётов
Бревет пройден, участники понемногу освобождаются от груза впечатлений, и можно поговорить об организации, обсудить удачные и неудачные моменты и сделать выводы на будущее.
Начну с отчёта о бревете «с другой стороны».
В 2012 году моя жена Ксения вместе с моим братом и ещё одним товарищем организовали спальный КП на бревете-600 через Алтай-Кузбасс, в котором я участвовал как велосипедист. (Был на том КП и второй экипаж, который в работе лагеря участия не принимал, зато они эвакуировали выбывших из строя.) По итогам мы сделали следующие выводы:
1. Водитель автомобиля обязательно должен поспать, он не может всю ночь бегать вокруг спортсменов.
2. Готовить еду заранее — не лучшая идея, еда запросто может пропасть.
Почему я решил вместо непосредственного участия (да ещё и в долгожданном дебютном бревете, который придумали несколько лет назад и ждали, когда же дорогу сделают) заняться организацией? Значительную роль тут сыграло то, что в планах на этот год есть 600 км в Горном Алтае, и я решил, что два бревета по 600 км мне не нужны. В общем, решение устраивать КП было принято в первой половине мая. Мы с Ксюшей съездили на разведку и принялись за планирование и организацию.
Мы пытались привлечь будущих участников к обсуждению, но, пока не прошёл бревет-400 до Камня-на-Оби, реакция публики была довольно вялой. Очевидно, мысли о 600 км ни у кого в голове надолго не задерживались, пока впереди маячила более близкая цель. Оживление началось только в последнюю неделю. А ведь столько надо успеть! Снаряжение собрать, продукты согласовать и закупить, место для КП выбрать… Найти третьего участника! Кое-как мы управились со всем, в несколько приёмов я привёз в свой гараж снаряжение, в четверг мы заехали в Ленту и закупили продукты, только помощника так и не нашли. Решили, что как-нибудь и вдвоём управимся.
Настала суббота. Утром мы встретили в Бердске всех участников бревета, кое-у-кого приняли последние мелочи, съездили в магазин за бананами, вернулись домой и начали окончательную погрузку. И тут выяснилось, что третий волонтёр в нашей машине просто не поместился бы: вещами был занят абсолютно весь объём за нашими спинами. Машина заметно присела на задние колёса, и немудрено, одной только воды было под 80 литров, а ведь ещё были консервы, палатки, спальники и уйма прочих предметов. Я хотел взять с собой запас топлива в канистре — от этой идеи пришлось отказаться.
Расчёт был приехать на место КП до официального времени открытия. Нам ещё нужно было осмотреться и выбрать окончательное место. В начале третьего выехали из Бердска. Дальше в хронологическом порядке:
— В Тальменке увидели у кафе Серёжу и Андрея, они сказали, что ещё с ними Саша, который сидит в кафе.
— Где-то на подступах к Барнаулу обогнали основную группу, сказали всем: «Привет!»
— Ещё через несколько километров обогнали Славу. Подумали, что группа-то должна его догнать.
— На последних километрах перед Барнаулом со смешанными чувствами смотрели на воду, стоящую среди деревьев в каких-то тридцати-сорока метрах от дороги.
На место прибыли по графику. Встали у кафе и пошли выбирать площадку для лагеря. Место около кафе нам не понравилось, грязное, и мы решили разбить лагерь в поле через дорогу: там была ровная сухая земля, поросшая невысокой травой. Написали всем СМС с описанием местоположения КП, и за работу! Выгрузили вещи, устроили туалет, достали походную мебель, поставили палатки, приготовили горелки, между делом перекусили привезёнными из дома остатками пиццы… Тут подъехал какой-то местный и заявил, что «очень не советует» здесь останавливаться на ночёвку. Якобы объявлено штормовое предупреждение, идут грозы, а мы стоим под ЛЭП, не убило бы молнией. На всякий случай поблагодарили, он успокоился и уехал, зато мы начали беспокоиться, смотрели на небо и пытались понять, куда плывут облака.
По нашим расчётам, первые участники должны были появиться в десятом часу. Мы почти не ошиблись: первым приехал Слава Волков ровно в десять. Он без особой спешки выпил кофе, переоделся, прикрутил на велосипед фонарик, попытался сфотографировать проходящую мимо лису (не получилось) и уехал. Следующие участники приехали ближе к одиннадцати; хоть они и ехали группой, Славу так и не догнали.
Теперь мы работали в более-менее непрерывном режиме: кипятили воду на чай, разогревали консервы, раздавали одеяла и спальные мешки. А ещё нужно было высмотреть «вон на том холме» велофару, через несколько минут выйти на дорогу, встретить там велосипедиста и проводить его безопасным путём к лагерю. Последними на КП прибыли Серёжа и Андрей в 01:10.
Кафе через дорогу вопреки нашим ожиданиям (заявленный режим работы — до 22:00) не затихло: там играла громкая музыка, хлопала дверь, были слышны вопли, то и дело подъезжали и отъезжали машины. Мы с Ксюшей договорились, что вести машину домой буду я, поэтому ночью буду спать, а она будет кормить прибывающих и убывающих, а спать будет в обратной дороге. Я и отправился в палатку вместе с Серёжей и Андреем, залез в спальный мешок, но из-за дурацкого кафе, которое шумело всю ночь и утихомирилось только к рассвету, поспать почти не удалось (и не только мне). Я сквозь полудрёму слышал, как собираются и уезжают рандоннёры, и ненадолго уснул, только когда уже рассвело.
Утром упала роса, а солнце всё никак не хотело подняться и начать греть. Мы кое-как собрали палатки, загрузили вещи в машину. Поняли, что два больших мешка мусора в машине никак не поместятся (тут выручила АЗС через дорогу, у них нашёлся мусорный контейнер). И поехали домой. Несколько раз попадали под ливень. Увидели всех участников, кроме Андрея (где ты прятался?), раздали остатки бананов. Вернулись в Бердск около 14:00.
В целом — всё было здорово. Нас не убило молнией, и вообще повезло с погодой, в целом мы справились, и есть пара удачных находок в плане организации. Опыт, безусловно, очень полезный.
Теперь выводы.
1. Неделя на всю организацию — чрезвычайно мало. Набор снаряжения и продуктов определяется количеством участников, помните? Очень интересно было в разгар закупок и всего такого прочего увидеть, что в списке появились новые люди. По-хорошему, надо за неделю до такого бревета уже закрывать регистрацию, а начинать готовиться — за две или три недели. Тут, конечно, получается противоречие с нашим плотным расписанием бреветов. Нужно думать.
2. Гречка и вообще любая еда, которую нужно готовить — неудачный вариант. Никто не будет ждать, особенно утром. Консервы типа фасоли, что у нас была — идеальный вариант, они пригодны в пищу даже в холодном виде. В дополнение идут бутерброды и печенье. Хороши сыр и хлеб в нарезке, экономится время и место на столе. Чайник всё время должен поддерживаться горячим.
3. Не нужно экономить на удобных мелочах. Влажные салфетки, бумажные полотенца, мусорные мешки — это всё стоит копейки, занимает небольшой объём и почти ничего не весит, зато очень повышает комфорт.
4. Объём личных вещей нужно ограничивать. В этот раз мы оказались на опасной грани: будь у нас на пару участников больше, и вещи просто не влезли бы в нашу машину. Считаю, нам не помешает завести пачку небольших тряпичных мешков одинакового размера, и на подобный бревет выдавать каждому участнику ровно один такой мешок для его вещей.
5. Всё снаряжение должно быть подписано. В буквальном смысле каждый отдельный предмет. Выражаю одобрение тем, кто до этого догадался, и наоборот. Возможно, стоит уже собрать клубный набор снаряжения для КП — можно начать хотя бы с пенок, не помешало бы иметь пару палаток и горелок.
6. Нужно тщательнее выбирать место для КП. Этот пункт я раскрою детальнее.
Как помнят те, кто следил за организацией, условия и обстоятельства были следующими:
— КП нужен примерно посередине дистанции.
— После Шелаболихи начинается длинный кусок, одновременно самый пустынный и с самым плохим асфальтом.
— Крайне желательно, чтобы на КП была мобильная связь.
— Место не должно быть в непосредственной близости от жилья.
— Место должно быть удобным для размещения палаточного лагеря.
По совокупности вышеперечисленного Шелаболиха выглядела оптимальным решением: она расположена почти точно посередине, участник приезжает, отдыхает, со свежими силами штурмует 100 км самого плохого асфальта, после чего расслабленно докатывается до дома. Когда мы ездили на разведку, то увидели, что деревня довольно далеко, пресловутое кафе работает до 22 часов, а напротив через дорогу — не распаханное поле, как почти везде в тех краях, а ровная травянистая площадка. Самое то для палаточного лагеря.
Короче, размещение было со всех сторон логичным. Вот только ночное спецобслуживание с дискотекой мы не предусмотрели.