1

Тема: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

фото
https://lh3.googleusercontent.com/wbWjG0UICRI3FiNEL6Gcs_2ziwIJhYNO20DnzgWdRQRHd9HS8V5MSO3C6mXUu1Q59FJ2Ansdtvi_F0nkekXEzv3tEBoC-N7C85UC0XH5jne8NQ_N4YnCmwZGDWkEBlmK9AoLF0v-h4b9ugh-ZErVDr_GGL7mbqK-N76vKHxqHX1SQdFncDrk9E_TZzPAtFD6yg0lFl3ZKKIZjGmlOqShCwbhtkFQJxTeVeEk5-UJuMDqqBMxiAwnsp5VISTSUDqBMOD6ksWmnfdvFEDC9HfqJDB3aVLwHXAkCtXtn8EArM2Lxd7uBIjO2if--yC0cA6wRM7c1Gs_hlw4jJF5-5ebFPwfEIkM_BtWdM-U0omrHG8m6WtnYne7M0gFtF1d_AupWewF4BzOBIpLgqqxrCv8o_yiyZEwFoerQgqW7zXmXJQRVfnlzX0XLcoIusLkeO4UUUhjb1c6g4LIRrLE_tFk24ktBVyguyo3P1_YHLjcxi9ErJWuy_DRDsPssIRD_ACqtHslbW9-FhEAlsKaxv3M0rJZ1xW-DfgCfupk-pn9AlhTmpUVCsaqrkI_6-rCD6JOB-PWgueDMS9yK55qfp9-6tZ_5zwHBSUBETvpWB7JGObG15Z_pqHUDGkRe0i5WrXMi-hCPQ_SyEYdupqkQoAFVN1oM36ea3XJwjeP9aqEqULaLJe447lFGK7dtSTClfOfoA2-iKmd79G3pbudhS3msl05_79HzA8bVyJuEVBUbo9gzzKMu-z-WY-Gqtet=w1175-h881-no?authuser=0

2

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Погода на фото прекрасная. Пусть и в период бревета будет не хуже! Успехов вам, друзья!

3

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Кое-какая инфа по прохождению есть здесь:
https://vk.com/volgadon2022

Лёня вроде третий.

4

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Что-то нигде никаких новостей нет...

5

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

В страве заезды начали появляться. Пишут, что было жёстко.

6

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Тут диванные эксперты обсуждают мотивацию Ильина. ВД2022 - это жёсткая жесть. Ветер был сюрпризом для всех и, прежде всего, для организаторов. Не было в прогнозах такой жести. Кто там не был не поймет. Мы с Пашей Андреевым ехали с 6-го до 7-го КП 100 км - 8,5 часов и приехали почти под лимит. Был бы маршрут круговым - никуда бы не делся с подводной лодки. А так прикинул, что если пойду на следующую петлю, то приеду далеко за лимит. Ну и да, смалодушничал. Ольга Соболева приехала на КП7 когда я уже выспался, и успешно финишировала. Тут никаких обеляющих отговорок уже быть не может))). Решил закончить марафон без кундрюченской петли. И страшно пожалел, голосовал при любой остановке. В одном месте, между двумя очередными участками без обочины, просто испугался. Многие знают, как я по городу езжу, бояться начинаю уже потом. А тут было время подумать, при скорости 9-10 км/ч. В Мордник можно ехать, медленно, но можно, но при боковом урагане - ехать нельзя. Проголосовал два часа - бестолку, местные потом сказали - на этой трассе у водил такой менталитет. В общем, пришлось ехать своим ходом. 220 км - ровно сутки. Можно новый клуб в клубе завести. Когда мы с Пашей тошнили первую адскую сотню о многом говорили. Велосипед - это скорость и свобода. И, конечно, прежде всего, огромное терпение. Можно забраться на гору, а потом лететь с нее, наслаждаясь скоростью. Можно насквозь промокнуть под ливнем, а потом радоваться вышедшему солнцу. Можно тошнить против ветра, а дождавшись поворота, лететь на всех парусах. Но тут... 320 км встречно-бокового урагана, плюс Волгоградская Дорога Смерти - двухполосная федералка без обочин. В общем - смалодушничал. Всем финишировавшим в лимит и за лимит (в этот раз это было не важно) огромный респект и уважение!

7 Отредактировано Lexa_Tomsk (2022-08-22 18:51)

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Между КП6 и КП7 ветер был, но лесопосадки глушили его, и дорога петляла. Трудно, но ехалось.
После КП 7, 80 км ветер встречно левый проехал их примерно за 5 часов, потом поворот. Тоже рабочий отрезок.
А вот после выезда на трассу возле Белой Калитвы началась Жесть. Поля, лесов вообще нет. Дорога практически не виляет, ветер дует постоянно от сильного до очень сильного. За 3 первых часа прошёл 40 км и здох. + мотивация  упираться, А вдруг стихнет, кто ж знал что он почти 2 суток дуть будет такой.

Так же сюрпризом стали "качели". Да там плоская, набора нет совсем, одна проблема типо жара.
По факту мне казалось, что тут равнины вообще нет. Ты едешь или вверх или вниз. А ещё круче вверх и против ветра.
Отчёт сбацаю, такое нельзя без отчета оставить.

8

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Новые горизонты - СБ 1200.
Замашка на покорение этой дистанции состоялась ещё в прошлом году, на ЧТ1200, но первая попытка не получилась. Начал готовиться к новому сезону. ВД-1200 выбрал в связи с участием в этом СБ орга и членов клуба. Ознакомился с историей прохождения, спецификой маршрута и погодными условиями.
Для достижения цели приобрел станок и окончательно вышел из "сезонников".
Каких-то индивидуальных спортивных программ не использовал, вкручивал доступные в Zwift, без особого продуманного плана.
В 2022 собрал серию СР, поднабрал форму и отправился в Волгоград.
Всеобъемливающий жар этого региона сразу встретил "северянина" с вокзала. Мне было очень непривычно то, что в середине августа вечером и ночью очень тепло в футболке и шортах, и только к утру становилось прохладнее.
Возникла озабоченность по реакции организма на жару под нагрузкой, учитывая тепловой на ЧТ2021 г.
Но дорога была только вперёд. Получение стартового пакета состоялось на уютной базе Волгоградского клуба, там же познакомился с его членами и участниками ВД, среди которых в основной массе были опытные рандоннеры и матёрые лидеры заездов на дальние дистанции. Вел и снаряга были подготовлен в условиях тесной комнаты хостела Гудзон. Условия проживания в этом хостеле крайне бюджетного уровня (два душа только с холодной водой, в одном дверь не закрывается, расположены в одной комнате с туалетами; соседство разного сорта людей, в день заезда один из соседей бухал и предлагал присоединиться).
На старт вышел недоспавшим, уснул вовремя, но окончательно проснулся по Новосибирскому времени, в половину четвертого по местному.
На старте под начинавшейся жарой с трудом дождался окончание официоза, затянутого гостями пенсионного возраста с местной администрации, и наконец-то отправился в путешествие за результатами.
Сразу со старта упал на колесо Волгоградских рандоннеров, которых выпустили первыми. В разговорах с ними немного узнал о специфике некоторых участков и погоде. Ждал когда начнут добирать основные группы, надеялся на пелотон. Из-за недосыпа и неоконченной оклиматизации заметил что ЧСС балансирует в районе 150 сокращений, что для даваемой на тот момент нагрузке было слишком высоким показателем (в первый день путешествия я так и не смог сбить этот показатель, как не старался).
Какое-то время время никто не появлялся, а жара усиливалась, начался расход воды. Уже за городом первым нашу троицу обогнал Огородников Е. (его я знал как соседа по комнате в хостеле), стремительно умчавшись вперёд в одного. После добрал явный лидер этого марафона - Ильин И. Какое-то время он ехал позади нас, останавился исчезнкв из вида, а потом снова добрал. После того как он обогнал нас, голова не стала падать ему на колесо и позади новых групп не показалось, я решил попробовать ехать у него на колесе. Посадка у Игоря достаточно высокая, так что за ним мне было комфортно, особенно на лежаке.
Так я катил с ним на скоростях 32+ до Новый Рогачик (около 40 км от старта), где перед ж/д переездом засмотрелся на вереницу машин и пропустил камень под переднее колесо.
Наказание за это оказалось суровым, пока я монтировал новую камеру все возможные пелотоны пронеслись вперёд. Сил то со старта у участников полно, темп бодрый, пелотоны укатили вперёд стремительно.
В итоге покатил соляк и потихоньку начал добирать, погода к счастью начала портиться, жар сменился на подкрапывающий дождь, а потом и полноценный дождь, под которым я катил около 10 км до КП 1 Суровикино 132 км. Перед самым КП на горке бортировался Андрей Захаров, ему тоже не повезло. До первого КП удалось добрать 12 человек. Отметка, полноценный обед и в путь.
Новые пейзажи вдохновляли и придавали сил и интерес двигаться вперёд, несмотря на боковой ветер, который на тот момент как оказалось не показал свою настоящую силу.
До КП 2 на 198 км (палаточный лагерь слева от моста через реку Курглак) добрал ещё человек 5, удивило то, что все едут соло, работы в пелотоне не было вообще. При этом боковой и встречно-боковой юго-восточный ветер значительно усилился и существенно сбивал скорость.
После КП 2 останавливался в кафе у Дона на чай с блинчиками (232 км). При выходе из кафе повстречал Андрея З., что очень порадовало. Продавец кафе сказала, что пока я сидел внутри меня обогнало три человека.
По пути к КП 3 на скорости в свете фонаря неуспел среагировать на внезапно возникшие дыры в асфальте, в результате чего пробил уже заднее колесо. Замену последней камеры сделал на лавке вблиз расположенного частного дома, пропустив при этом двух человек вперёд.
До КП 3 удалось добрать часть обогнавших меня, отметку в дорожную карточку поставил у продавца в маназине Престиж. Там я поделился с Андреем с Омска своими гетрами, поскольку он не подрасчитал с одеждой, понадеявшись на жару. Там же Алексей Г. с Томска дал мне камеру на случай очередного пробоя, за что ему огромная благодарность.
Дальше ветер стал практически встречным, до крутого поворота приходилось тяжковато, а после него полетел на парусах. По пути заскочил немного отклонившись от трека к памятнику "Казачества" возвышавшегося в свете двух фонарей на холме. Передал ему привет от своего предка - казака 2-го Аргунского полка, переброшенного когда-то давно в Читинскую область на постоянную службу.
Перед самым КП 4 (Шакин) 381 км, добрал ещё троих (Алексея Г., Андрея с Омска и местного рандонера), там же увидел Евгения О., который успел поспать в палатке.
Сразу после КП 4 начиналася небольшой участок плохой дороги, с глубоченными ямами, как после бомбежки, объезжая их удалось разбудить азарт, получить кайф и адреналин.
С рассветом приехал на КП 5 Вешенская, 448 км, где тепло частного дома и душ сразу вернули к жизни. Там же стало ясно, что я еду четвертым. На КП я застал отбывающего в путь Артёма. 30-ти минутный сон, в который я провалился моментально, немного восстановил силы.  Недожидаясь жары, покатил до следующего КП.
Спать уже не хотелось, сначала местами ветер помагал, мешало только солнце. Но перед КП 6 дорога резко сворачивала на лево и набравший силу ветер стал очень сильно мешать. Даже пришлось отлежаться под деревцем. Такие сильные ветра в НСО дуют весной в ходе самых сложных Кандауровских бреветов.
От этого сворота еле дополз до КП 6 палаточный лагерь за поселением Кашара 549 км, где в палатке застал Огородникова Е ., возившегося с колесом.
Там же стало ясно, что последующая дорога будет против сильного юго-восточного ветра по жаре.
Взял с собой прозапас 1,5 литра воды, огурцов и выкатил на трек уже третьим. На долго воду не хватило, огурцы кончились, благо, что по дороге повтречалась АЗС, подзарядился водой и лимонадом. Как оказалось в этот момент меня обогнал Евгений О.
Дальше начиналась жесть - игра с встречным ветром и солнцем, которые заставляли передвигаться "перебежками" от одного тенька лесополосы к другому. Скорость редко поднималась выше 15-17 км/ч, что начало угнетать. Качество асфальт не было идеальным.
Через мучения добрался на КП 7 Морозовск, 656 км, которое чем-то навеяло аналогию с кафе из фильма "От заката до рассвета". Здесь же пришла смска от МЧС о надвигающемся шторме.
В этом кафе орги по-моему мнению сделали ошибку, "подселив" столиками и расположением велосипедов любителей велоспорта с алко посетителями. Также у волонтёро не оказалось диклофенака, а я в бэгдроп свой не положил.
С этим я не готов был мириться и занёс вел в дом к своей кровате, некоторые поступили также. В кафе я застал Артёма и Евгения, первый собирался выезжать, второй - спать. Поле душа и ужина, мне удалось поспать три часа.
На очередное КП я выехал третьим в ночь в сильный восточный ветер, с опухшей промежностью, на которую какое-то время не мог нормально присесть. Это в совокупности с ветром мешало нормальному движению. На тот момент восточный ветер уже набрал полную силу и швырял в стороны. Пришло понимание, что я совершил просчет, надо было выезжать сразу за вторым участником Артёмом и ночевать на КП 8 или 9.
Тем не менее тошниловку против встречного я отхреначил и повернул в районе Цимлянска по ветру до КП 8. На этом отрезке удалось кайфонуть от скорости.
В КП 8 кафе Мариинская 765 км застал продавца спящей на лавке в ожидании рандоннеров. Первое/второе, небольшой диалог с продавцом, оставленные чаевые и я в пути навстречу рассвету и новым пейзажам. Местами попадались вызженные участки леса, о пожарах в этой местности накануне тревожились некоторые участники марафона.
На подступах к КП 9 ст. Нижнекундрючинская 837 км, начались интересные виды.
На КП я прибыл третьим, незадолго до отъезда Артёма. Долго не рассиживался, полноценный перекус, взял с собой конфеты, огурцы и в путь. По пути за верхнекудрючинской снова началась ветряная тошниловка на протяжении весьма длинного участка. При этом лесополос не было вообще, прятаться было не за чем, пелотона нет, благо солнце было слабее в этот день.
На подступах к КП 10 Морозовск 994 км, ветер превратился в шторм, который сбивал до 10 км/ч скорость, и поднял пыль полей в воздух, так что видимость на трассе ухудшилась, дышалось с трудом, в нос, на лицо, одежду, в горло попала земля. Сделал повязку на нос и рот. Здесь же из-за отсутствующей и маленькой бровкой за белой линией на дороге в совокупности с встречно боковым ветром, езда по дороге стала крайне опасной.
Приходилось местами съезжать на обочину перед обгоном фурами (видел в зеркало) рискуя проколоться.
В какой-то момент ехал по просолочной по полю параллельно дороге, но она закончилась. До Морозовска оставалось около 10 км. Долго отсиживался на остановках, пережидая колонны фур, восстанавливая силы. На карте увидел, что в лесополосе (параллельна автотрассе) расположена ж/д дорога и паралельно ей проселочная. Решил попробовать проехать по проселочной. Пришлось переходить в велотуфлях поле. Хорошо что земля была мягкая и сыпучая. Но как оказалось на дорогу попасть было не возможно из-за высаженных вдоль ж/д дороги кустов мне неизвестной породы, через которые просто невозможно пробраться или сломать их - гнуться, много ветвей, все ветви плотно переплетены от корней до верхушек - живой защитный забор. Пришлось смотреть карту и искать вход. Так я пошел вдоль лесополосы по полю в надежде на просвет в кустах. Ноги проваливались в взрыхленный слой земли, ветер сыирепствовал. Так нашёл просвет, выбрался на проселочную и с трудом поехал по ней, местами была глубокая калея, пару раз упал, пришлось сбавить скорость. Приключения были не долгими, перед рекой дорога вернула меня на трассу. До КП 10 оставалось около 5 км, пришлось педалить по асфальту сквозь землянную бурю, которая даже не думала сбавлять мощь. На КП 10 повстречал Артёма, которому также пришлось повозиться в земляной буре. Далее я озадачил волонтёра покупкой в местной аптеке диклофенака, оплатил расходы на такси и пошел в душ смывать с себя местную землю. Сколько я потерял на эти приключения не подсчитывал, но силы это забрало конкретно. Решил спать на КП 10 три часа.
Как проснулся узнал от волонтёра, что вперёд уехал Андрей с Омска, но с ним произошел несчастный случай в результате которого он въехал в  припаркованный на обочине грузовой автомобиль. Также узнал, что Ильин И. сошёл.
Так получилось, что с КП 10 я выезжал в ночь вторым за Артёмом, который уехал ещё с вечера.
На каком-то участке дороги, где отсутствовала бровка, из-за обгоняющей фуры я съехал на обочину и стал возвращаться на асфальт, но к сожалению в этом месте асфальт был значительно выше уровня обочины и моё переднее колесо уперлось в преграду, как результат я перелетел в бок через руль, а заднее колесо ударилось системой об землю. К счастью я отделался только всплеском адреналина, а повреждения петуха заметил только через пару киллометров. После падения я стал искать место для остановки и отдыха, как раз на дороге возникла автобусная остановка. Подъехав к ней я увидел тело спящего на лавке человека в тапках, постарался потихоньку пошаманить с петухом, но человек проснулся. Оказалось что парень шел пешком с Саратова, со слов по причине того, что его ограбили, забрали все вещи. Закончив с ремонтом (у меня был запасной петух) я дал ему две конфеты Меллер и около 20 рублей мелочью, что оставалась у меня после покупок и отправился в путь.
Ночной восточный ветер был слабее чем дневной, но всё также не давал особо разогнаться и забирал силы.
С рассветом я остановился на другой остановке, попытался поспать, но температура начинала падать и мозг вытаскивал из наваливающегося сна, не помагал даже дополнительно одетый слой одежды. Видимо энергии осталось мало, начал усиленно есть запасы.
Делать ничего не оставалось, поехал дальше, в надежде на отдых на КП 11.
Но по прибытии на КП 11, когда было уже совсем светло настроение улучшилось, в помещении КП 11 стоял велик Артёма, видимо не одному мне было тяжело преодолевать этот ветер.
После того как я заказал обед, показался Артём, как оказалось ему удалось хорошо поспать. После еды стало полегче, я решил попробовать знаменитый Флэш. Купил одну баночку и заметил реальное воздействие на организм. Ощущение близости финиша и действие Флэша сделали свое дело, я покатил без сна дальше.
Через какое-то время стал замечать странный показатели пульсометра, которые прыгали несколькими единицами то вверх, то вниз, а то и вовсе затухая до нуля. Это напугало меня, снизил скорость, несколько раз спешивался, отдыхал. Потом в какой-то момент стало ясно, что видимо из-за пота датчик стал передавать такие сбитые показатели, плюс я похудел, контакт отошёл. Поменял на датчике батарейку, промыл и поехал дальше. Но озабоченный ЧСС старался не напрягать сердце большими нагрузками и просто ехал потихоньку, тем более ситуация меня вполне удовлетворяла.
Движение на дороге возросло, очень часто попадались автовладельцы, которые шли на обгон прямо передо мной. Такие ловили от меня лайки, в виде кулака с пальцем вверх. В ответ большинство молчало, отворачивали рожи, некоторые сигналили в ответ. Встречный ветер снова стал усиливаться, дорога в большей части была также открытой.
Так добрался до КП 12 Прудбой в кафе Халяль, 1170 км, но в кафе как оказалось картой не возможно было расплатиться, в связи с чем ограничился лимонадом и водой. После выезда с кафе заметил что заднее колесо спущено, благо что рядом была остановка, спрятавшая меня от солнца. Когда монтировался заметил серьезные повреждения на покрышке, пришлось ставить латку изнутри. В этот момент ещё раз благодарил Алексея с Томска за помощь с камерой, как же она мне пригодилась, не пришлось клеить змеинные укусы от двух пробоев. Тут же подъехали волонтеры с КП 9 и распросили о ситуации.
Последние 50 км докатывал по жаре не спеша, искал кафе, чтоб немного перекусить, тщетно проверил около трёх, но во всех чего-то не хватало. Особенно осторожно катил последние км по городу, где был очень плотный трафик и люки на левневках угрожали моим колесам широкими вырезами.
На подступах к финишу включил камеру и стал записывать свои ощущения уставшим голосом. Как оказалось меня встречали организаторы и волонтеры, я был вторым, и эту атмосферу удалось записать.
Хочется отметить хорошую работу всех волонтёров, поблагодарить организаторов, мне лично всё понравилось. Реакцию на риски от условий трассы/погоды каждый выбирает сам для себя, поскольку все находятся в личной поездке и никто никого не заставляет. На дороге опасно в любом случае. В этой части я думаю никто не имеет морального права перекладывать вину с дорожиков и/или ответственных за состояние автотрасс на организаторов марафона.

9

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Лёня, очень круто, взял и проехал супербревет. После описанного в отчёте ранее прожитые сложности рандоннерской жизни кажутся мелкими невзгодами.
А что за новая мета с огурцами, влаги в них много? Вроде ж не очень питательные. Или бананов не было?

10

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

nilacross пишет:

А что за новая мета с огурцами, влаги в них много? Вроде ж не очень питательные. Или бананов не было?

Вода и жевать их прикольно в сухую погоду. Там климат / воздух очень сухой, носоглотка часто пересыхала. Огурцы шли по кайфу.

11

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Отчет Инги Карабинской (Ухта, Легион), оригинал здесь
960 км борьбы с ветром и здравым смыслом
Вместо эпиграфа: Как сказал Омар Хайям - да катись оно с горы (с) народная мудрость

Вместо эпиграфа-2: "Освящать бреветы надо, чтобы такого не было" (с) Д. Бахтин, КВМ "Легион" (о бревете "Ираель-2022")

Учитывая масштаб пережитого и объем нижеприведенной простыни, хочется проявить милосердие к приверженцам лаконичных эпистолярных форм. Поэтому вот вам исчерпывающий спойлер: 17-19 августа 2022 года по Волгограду и области, а равно и 20-21 августа по Ростовской области было объявлено штормовое предупреждение. То есть согласно правилам ОРВМ бревет с датой старта 18 августа из центра Волгограда просто не должен был состояться.

И это, в принципе, главное, что стоит о нем знать. Остальное закономерное следствие.

Все, что изложено ниже - сугубо субъективный опыт конкретного участника, не претендующий на полноту и всеохватность описания события. Так или иначе, событие состоялось, и я искренне поздравляю финишеров, достойно справившихся с испытаниями.

Поехали
Маршрут бревета "Волга-Дон-2022"
От бревета, в названии которого слились имена двух великих рек, мы закономерно ожидали испытания пеклом. В прошлом году мы с Олегом вполне удовлетворили свои высокогорные амбиции на супермарафоне "Чуйский тракт", так что императив "жарко и плоско" нас полностью устраивал. Северян хлебом не корми, дай погреться. Кроме шуток, мы действительно довольно жаропрочные ребята и вполне представляли, как нам казалось, куда нас несет. Поэтому и приехали предусмотрительно за 10 дней - вкататься в жаркий климат. И климат, надо отдать ему должное, старательно нам подыгрывал. До самого старта. А в день старта погода сложила грандиозный кукиш из 125 пальцев и начала радикально меняться.

Торжественный старт бревета "Волга-Дон-2022"с участием первых лиц города и области
Первые несколько часов после старта я никак не могла избавиться от чувства сильной утомленности, хотя отлично выспалась и вообще не могла пожаловаться на самочувствие. На помощь пришел освежающий теплый дождь, видимо, слегка сбивший атмосферное давление и позволивший наконец нормально вкатиться в привычный темп. Собственно, рвать удила я и не собиралась, план был дойти до КП-1 вместе с Олегом - на сверхдистанциях я раскатываюсь очень не спеша. Но особенности дороги, о которых я, кстати, упоминала, увы, внесли свои коррективы: Олег сошел на 30 км маршрута, "споткнувшись" на асфальтовом гребне и чудом не завалив меня. Забегая вперед, скажу, что подобная участь постигла еще двоих бойцов.

КП-1. Суровикино (кафе), 132 км. 18 августа 15.02
КП-1, Суровикино
Быстро ем и уезжаю, рассиживаться совершенно некогда. С учетом довольно позднего старта моя задача - пройти максимальное расстояние посветлу. Я, как правило, неплохо еду ночью, но, во-первых, ночных вкаток в этом сезоне не было, а во-вторых, просто хочется впечатлений от нового маршрута: мне действительно нравится степь и ощущение бескрайнего горизонта.

Фото Романа Антропова
Просторное (с)
Катится очень неплохо, настроение бодрое, клубящаяся на горизонте невнятная сумеречная хрень слегка настораживает, но общего настроя не сбивает. Так что 60 км до КП-2 я просто не замечаю. Честно говоря, эта остановка скорее ломает набранный ритм, чем поддерживает его. Однако КП есть КП, да и волонтерская команда встречает очень душевно и гостеприимно.

КП-2. Куртлак. 192 км. 18 августа, 18.04
КП-2. Арбузик!
Проголодаться не успела, но возможность пополнить запасы воды лишней точно не бывает. Главная изюминка этого КП - обалденно вкусный арбуз! Арбуз на юге вообще лучший друг рандоннера - он и еда, и вода, и радость в чистом виде. Жаль только, с собой его не укатишь. А вот любезно предложенное волонтерами печенье как родное помещается в джерси и греет душу. Километров через 70 оно же уже греет нас изнутри - меня и Сашу Грачева, составившего мне компанию до КП-3.

КП-3. Арчединская. 300 км. 19 августа, 00.00
КП-3, стратегическая для 1200км-дистанции точка - стопроцентный провал. В полной темноте мы приезжаем к закрытому магазину. Через несколько минут прибывает еще одна группа рандоннеров и все в голос говорят о своем желании отдохнуть. Мне, честно говоря, тоже очень хочется просто вздремнуть в мало-мальски человеческих условиях, в идеале - просто переждать пару самых темных часов, чтобы спокойно добирать маршрут в светлое время суток. Но возможности для этого нет от слова "совсем". Низкий поклон все тем же волонтерам с КП-2 за неравнодушие и оперативность - они проехали 100 км, чтобы снова накормить нас перед предстоящим 90-км перегоном. Правда, марафонцам, прибывшим сюда через полчаса после нас, не осталось уже совсем ничего. Мы с Сашей, обследовав окрестности на предмет немного полежать и восстановить силы, так и не находим ничего подходящего и уезжаем.

И для рандоннера тоже! Фото Владимира Дроздева
Километров через 15 я понимаю, что мне необходима короткая перезагрузка, отпускаю Сашу и остаюсь на обочине рядом с другим коллегой по марафону, который сидя на корточках пытается снять усталость быстрым сном. Попытка, увы, оказывается бесплодной - прохлада и сырость не позволяют полноценно отключиться, а автомобилисты, видя двух велосипедистов на обочине, неукоснительно блюдут принципы дорожного братства: останавливаются и предлагают помощь.

В общем, еду дальше - в конце концов, с моими запасами кофеина на 300-ке еще можно продержаться. Впрочем, кофеин кофеином, а главное средство от помутнения рассудка - счастье человеческого общения. И здесь мне просто сказочно везет - я догоняю такого же одинокого рандоннера, ведущего один на один борьбу со сном в ночи - Николая Заварзина - и обретаю в его лице не просто временного собеседника, но верного попутчика и друга. Все-таки дорога - удивительная магия. Она безошибочно дает нам нужных и лучших людей.

За интересным разговором время пролетает незаметно, сон накатывает волнами и отпускает, начинает светать. Мы останавливаемся, и Николай угощает меня авторским энергетиком, предлагая, ориентируясь на вкус, самостоятельно угадать ингредиенты. Я, кажется, предполагаю что-то в духе яда португальских пчел и чешуи мадагаскарских медведей - собственно, я готова проглотить что угодно, лишь бы одержать верх в битве с рубиловом до КП в Шакине.

Мы снова едем. В какой-то момент я начинаю восхищенно любоваться дорогой: она посыпана разноцветным конфетти, а трещины на ней украшены причудливыми гирляндами из цветов. Когда надо всей этой красотой начинает звучать органная музыка, я с воплем просыпаюсь и понимаю, что смотрела сон с открытыми глазами...

Благо, машин нет и на дороге мы одни. Непосредственно перед Шакином нас приводят в себя пара неплохих подъемов и на КП-4 мы приезжаем уже вполне проснувшимися.

КП-4. Шакин. 381 км. (на самом деле, где-то 390). 19 августа, 5.36
КП-4
К моменту прибытия в Шакин я сильнее всего напоминаю себе героя советского антиутопического сериала "Посредник", где представители коварного инопланетного разума отличались от людей полным отсутствием эмоций и безупречно рациональным поведением, а в момент инициации с каменным лицом произносили кодовую фразу "Здесь красивая местность". Сил на эмоции нет, а местность и правда красивая. Холмы устланы утренним туманом, спящий поселок широко разметался по степному простору.

Ура, рандоннеры приехали
Сильнее же всего я рада видеть Валерия Анатольевича - на бревете вообще здорово радуешься родным лицам. Тем более, что Валерий Анатольевич лично заваривает мне очень вкусный кофе. Мы с Николаем подкрепляемся и понимаем, что спать уже, в общем-то, бессмысленно - рассвело. Надо ехать. И мы едем. Впереди, в принципе, совсем небольшой рывок до станицы Вешенской, обозначенной как первое спальное КП. Хотя я уже понимаю, что для меня оно спальным не будет.

У меня совершенно нет сил злиться и я просто обреченно понимаю, что запланированная мною стратегия прохождения дистанции сломана. Я не планировала спать днем, чтобы ехать в темное время суток - мой план был строго обратным. Но шансов держаться своего сценария и сохранять хоть мало-мальски приличный КПД у меня нет ни единого. Двигаться от КП до КП, не имея четкого плана отдыха - это примерно как тонуть и надеяться, что очередного глотка воздуха хватит до следующего судорожного толчка к поверхности воды. С моей точки зрения, это безграмотно и неправильно, но, увы, это единственное, что мне остается.

Благо, дорога до Вешенской - легкая, приятная и красивая. Правда, Николай отстает от меня сразу после Шакина, я волнуюсь за него и качу в очень щадящем темпе в надежде дождаться попутчика. Тем не менее, встречаемся мы с ним уже на Вешенской.

КП-5. Вешенская. 448 км. 19 августа, 9.10
КП-5
Домашняя еда и горячий душ более чем кстати. Со сном ожидаемо не задалось. Прокрутившись 40 минут в мутном полузабытьи, я подрываюсь ехать. Мой напарник тоже поспать не смог и сливать время мы не стали.

После полностью бессонных суток наша мощность, что и говорить, оставляет желать много лучшего, и вместе с присоединившимся к нам Димой Картавцевым мы делаем несколько остановок в кафе и магазинах. Правда, потом все же берем себя в руки и катим. Примерно в это время начинают поступать первые тревожные сигналы и сходах и сильном ветре. Какое-то время набирающая силу стихия работает на нас - мы (снова вдвоем) очень ровно и с неплохой, учитывая общую усталость, скоростью буквально летим над дорогой, и это действительно хороший скоростной участок отдыха. И только за несколько километров до следующего КП мы наконец получаем ознакомительную демоверсию предстоящего. Маршрут разворачивает нас в лоб ветру, начинается небольшой тягун и мы буквально боремся со стеной взбесившегося воздуха. Благо, первый раунд этой борьбы выдается коротким - мы приезжаем на КП.

КП-6. Кашары. 549 км. 19 августа, 16.45
КП-6
На шестом контрольном все выверено и четко, по-военному. Каша - вкусная, чай - горячий, дисциплина - железная, фото для отчета.

Перекус, 15 минут отдыха в палатке, таблетка аспирина (все-таки умудрилась подпалить руки и ощущаю неприятный озноб) и погнали. Ну, как погнали. Ой, все, не стреляйте в рандоннеров - едут, как умеют. Небольшая дуга вокруг Кашар - и вот перед нами непроницаемая стена ветра и растертый в пыльную труху темнеющий горизонт.

О том, что такое пыльная буря, я как северный житель знаю только понаслышке и не сказать, что стремлюсь познакомиться с этим явлением ближе. А судя по всему придется.

Километров через 30 у меня начинает отчетливо болеть колено. Следом за Николаем переключаюсь на малую звезду, на скорость уже абсолютно плевать. В общем-то, плевать уже совершенно на все, кроме отдыха в Морозовске - но до него еще надо доехать. Делаем несколько вынужденных технических остановок, чтобы утеплиться, включить фонари и подзаправиться энергетиками.

Пикник на обочине
Вновь присоединившемуся к нам (уже стемнело) Диме Картавцеву надоедает мое нытье и он заматывает мое колено эластичным бинтом. Я моментально затыкаюсь, натягиваю теплый гольфик поверх бинта и опять готова к свершениям, правда, свершений уже не хочется, хочется простого человеческого Морозовска.

Вот за этой спиной я пряталась от ветра 600 км
Перед самым въездом в город неожиданно теряю из виду Колины габаритки - перед моей фарой в темноте густо клубится песок, он же моментально забивает мне рот и глаза, и я понимаю, что вот мы и въехали в пыльное облако. Правда, всерьез запаниковать не успеваю: темная пригородная дорога впадает в хорошо освещенную городскую развязку и мы наконец подъезжаем к кемпингу.

КП-7. Морозовск. 655 км. 20 августа, 1.00
КП-7
Так КП выглядит при свете дня
О Морозовске я помню только, как выключила свет в комнате. Замечательной отдельной комнате с душем, доставшейся мне благодаря хлопотам волонтеров и справедливому возмущению Николая относительно того, что единственная девушка в общей спальне с 20-ю мужчинами - это откровенный перебор даже для чуждого условностей велотуристического братства.

Таким был мой первый (и единственный) отдых на 1200км дистанции. 655 км, три часа мертвого сна, душ, кофе, поехали.

Ну а дальше, собственно, началось. Что мой организм не пошел на компромиссы и договоренности и припас "лучшее" на дорожку, я поняла накануне вечером. Но надежда доехать все еще оставалась, даже несмотря на откровенно недостаточный отдых. Ехали, благо, в светлое время суток, но скорости это не добавляло. Ветер упорно гнул деревья нам навстречу и участки, где наш тандем шел со скоростью 20 км/ч, можно было назвать скоростными. Километров через 30 "проснулось" затихшее было в Морозовске колено - Коля отдал мне разогревающую мазь и я щедро намазала ее на отекший мениск. Кажется, помогло.

А вот с кремом на следующей остановке я перепутала ее зря - примерно час олицетворяла мем про "горящую жопу" и отрабатывала навык верхнего спринта против ветра - зато окончательно забыла про колено:)

Тем более, что маршрут наконец подарил нам несколько часов отдыха: после поворота на Мариинскую мы полетели по ветру. Полетели, возможно, сильно сказано, но уже сама возможность держать 25 км/ч едва касаясь педалей была настоящим подарком.

КП-8. Мариинская. 765 км. 20 августа, 12.45
В кафе встретились с нашими более шустрыми товарищами, перекусили, обсудили наши так себе перспективы завершить бревет и поехали дальше.

Большую часть пути до следующего КП катится вполне сносно, ветер держится от попутного до бокового. С трудом преодолеваемое желание упасть на траву, не выстегиваясь из контактов, чтобы спать-спать-спать, заговариваем в режиме взаимного радио, то, что не заговаривается - глушим энергетиками. В полный рост становится ясно, что отсутствие отдыха на 300 км и недостаточный сон на половине дистанции, где вообще, по логике спать неправильно - крайне хреновый задел для предстоящего ночного перегона 150 км. Впрочем, сначала еще надо доехать до КП-9. Где-то здесь, во время очередной остановки, от Олега прилетают сенсационные новости о сходе бойцов, от которых ждали чего угодно, но не dnf в протоколе. Так что дальше мы едем не только с тахикардией от энергетиков, но и с ощущением полного сюра от происходящего.

КП-9. Нижнекундрюченская. 837 км. 20 августа, 16.58
КП-9
Самым большим потрясением КП-9 для меня стала... Оля Соболева. Ларчик открывался просто - эта удивительная во всех отношениях женщина замыкала Морозовское кольцо по часовой, а не против. Встречные велосипедисты ее, по ее собственному признанию, не смутили. Хотя тут я ее прекрасно понимаю, на любом супербревете рано или поздно наступает стадия, когда рандоннера даже встречный поезд уже вряд ли удивит, не то что велосипедист.

Ольга Соболева
А мы отдохнули, поели, смазали цепи и поехали дальше. Впереди был тот самый перегон 150 км до КП-10 ночью против ветра по скоростной федеральной трассе А260, который я, если бы могла, оттягивала бы еще на вечность. А лучше на две.

Перегон, которого не должно было быть. В отличии от КП в Белой Калитве, которое должно было быть. Потому что было необходимо.

Признаюсь прямо, я отчаянно надеялась на две взаимоисключающие вещи: первая - ночное падение ветра. Перефразируя слова героя одного культового фильма, "ветер не может дуть вечно". Но это нерукотворная проблема, на которую мы никак не могли повлиять. Вторая - отмена бревета в виду официального штормового предупреждения. Да, это было бы в эмоциональном аспекте драматичным и непопулярным шагом, отвечающим, тем не менее, нормам безопасности, правилам ОРВМ и просто здравому смыслу. И вот эта проблема была вполне рукотворной.

Потому что как только мы в полной темноте выехали на объездную, нас начало швырять под машины. Умереть или продолжать движение, как написал в своем отчете один из рандоннеров, - неправильный выбор по своей сути. Это вопрос, на который нет верного ответа, потому что в норме участник бревета не должен задаваться им. Такой выбор не должен стоять перед велосипедистом на круглосуточно загруженной федеральной магистрали. Это, блин, максимально опасно независимо от того, насколько осторожен и опытен велосипедист, насколько свежим и отдохнувшим он себя ощущает. А теперь угадайте, насколько свежими и отдохнувшими ощущали мы себя с Николаем, предвкушая томную ночную велопрогулку полторы сотни км до Морозовска. В теории - полноценно спального Морозовска, который, увы, имел минимум шансов быть таковым, потому что большинство участников бревета банально отсыпались по кустам, заправкам и остановкам.

О том, что нам не место на А260, особенно ночью и в штормовой ветер, нам сообщил патрульный остановившего нас расчета ДПС. Сотрудник правопорядка настоятельно рекомендовал нам прекратить движение в ночное время суток и заодно сообщил, что один из участников бревета уже находится с травмой в госпитале Тацинского района. Поняв, что до двух неадекватных велосипедистов не достучаться, да и деваться им, по правде, некуда, "начальники" плюнули и уехали, а мы доехали до ближайшей остановки и сели любоваться ночной природой и проносящимися со скоростью ветра фурами.

Надо было что-то решать. Потому что в теории можно сколько угодно рассуждать об этике подобного выборе, но когда ты находишься в чужом регионе на ночной дороге, сделать его придется. В качестве альтернативы продолжению движения в Морозовск мы обсудили возвращение в Белую Калитву на автовокзал. Потом Николаю, слава Богу, удалось немного поспать несмотря на прохладную погоду. А когда он проснулся, мы, естественно, поехали в Морозовск.

Сход. 960 км
В ближайший подъем я немного оторвалась от напарника - хотелось снять виндстоппер, а для этого надо было согреться. Ехала, понятное дело, очень медленно, но Николай меня так и не догнал - возможно, продолжил отдых или решал технические вопросы.

Ну а потом организм выставил мне ультиматум, игнорировать который я не имела ни желания, ни возможности. Быть бойцом и быть врагом себе две разные вещи. Впереди у меня было 260 км против сильного ветра - нагрузка, не сопоставимая с фоновой потерей крови выше среднего.

Пришло время перестать рисковать собой. Я прислонила велик к дорожному знаку, села рядом на обочину и написала Олегу и организаторам о своем сходе и о ситуации в целом, по запросу скинула координаты своего местонахождения - всего 30 км от спального КП в Морозовске. Вскоре ко мне подъехал Николай, укрыл меня своей курткой и развернул масштабную спасательную спецоперацию, к которой присоединились еще несколько велосипедистов, в числе которых был и Роман. Его звонок Татьяне - волонтеру с КП-9 - решил исход мероприятия. Через три часа после того, как я остановилась, меня забрали Таня и Кристина на доверху груженой машине. Как показывает практика, в машину любой вместительности с любым числом пассажиров, с грузом любого объема и веса всегда можно запихнуть велосипедиста и его велосипед.

В пути девчонки кормили меня вкусными конфетками и отпаивали кофе, потом я глухо спала, помню только, что машину уютно покачивало ветром. Велосипедистов, рядом с каждым из которых останавливалась Таня, тоже покачивало. Но лично я эти 200+ км до Волгограда точно могу назвать самым комфортным участком дистанции.

В Спортии меня встретили Олег, Валерий Анатольевич и волонтеры, окончательно привели в чувство и накормили. А самым счастливым моментом для меня стала встреча с первым финишером: Артем Михайлов из Санкт-Петербурга - абсолютно героический герой, его время прохождения этой мясорубки 75:50! Кроме него из 80 часов вышел еще Леонид Кузнецов из Новосибирска, завершивший бревет с результатом 79:13. Цветы и объятия победителю, коньяк и кровоостанавливающие таблетосы - мне.

Бревет не гонка. Нюанс в том, что бревет все равно всегда немного гонка.
AFTERPARTY
Всю следующую ночь мы с Олегом провели с Спортии. Очень хотелось встретить Николая и Романа, чтобы лично поблагодарить их за то, что они сделали для меня и убедиться, что Николаю зачтут те часы, которые он потерял со мной. Не дождались, увы. Что не мешает нам еще раз поздравить финишировавших участников независимо от того, уложились ли они в лимит времени. Артем Письменский, Роман Антропов, Владимир Дроздев, Егор Черебаренко, Леонид Кузнецов, Андрей Захаров, Алексей Гордиец, Александр Грачев, Олег Волков, Евгений Лабзин, Павел Андреев, Николай Заварзин, Сергей Шипаев, Артем Михайлов, Дмитрий Кретов, Евгений Огородник, Дмитрий Картавцев, Евгений Анцупов - вы победители. А Ольга Соболева, за которую я болела с самого старта и в успешном финише которой не сомневалась, учитывая ее огромный опыт и безупречную тактику прохождения - просто изумительна и беспримерна! Ребята, вы большие молодцы, я искренне восхищаюсь и горжусь личным знакомством с каждым из вас.

Разбор полетов. Субъективное.
Чем уникален каждый бревет, так это тем, что он уникален. В каждом марафоне есть что-то свое, индивидуальное, что обязательно хочется повторить - и что-то, чего повторять не хочется никогда и ни за что.

И в этом смысле я как рандоннер хочу поблагодарить, в первую очередь, организаторов - за опыт. Опыт - с любым знаком - это то, что участник усваивает в любом случае. Если не усваивает, значит, однажды он повторит этот урок.

Так сложилось, что супербревет Волга-Дон для меня стал средоточием довольно тяжелых обстоятельств. Часть из них - встречный ветер, моя личная стратегия прохождения дистанции и мое самочувствие, прежде всего - объективно неподконтрольны организации, прогнозированию и иным внешним факторам. Что поделать - мы не всегда побеждаем. Это печально, но преодолимо. Другое дело, что есть обстоятельства, которые внешним факторам подконтрольны - тем обиднее, когда они работают не на результат, а против него. Я бы хотела остановиться, в первую очередь, на главных из них.

Расстановка КП

Бревет - это не просто абстрактная дистанция, которую участники во что бы то ни стало должны пройти. Это, в первую очередь, система поддержки рандоннеров. За которую они, кстати, платят деньги. И это с моей стороны отнюдь не меркантильность, просто констатация факта. И решающую роль в этой системе играет стратегия расстановки контрольных пунктов, особенно, когда погода, как на Волга-Доне, становится отдельным экстремальным испытанием для участников. В этой связи я бы хотела отметить несколько наиболее тяжелых участков, которые, с моей точки зрения, являются абсолютным организаторским провалом.

КП-3. 300 км, повторюсь, стратегическая отметка для 1200км дистанции, особенно с учетом того, что основная, наиболее многочисленная группа рандоннеров проходила ее в темное время суток. У участников должна быть возможность полноценного отдыха на 300 и 400 км отсечках. Многим, особенно начинающим рандоннерам, это может спасти финиш, остальным просто поможет восстановить силы для максимального дневного рывка.
Первое спальное КП на 448 км с точки зрения комфортной тактики мне совершенно непонятно, и это часть все той же проблемы - невозможности модульно распределить дистанцию, раскроить ее на внятные отрезки и соотнести ее со временем суток и собственными силами. У каждого участника должна быть возможность выбора, в каком режиме он хочет проходить маршрут - и он должен иметь возможность этому выбору следовать.
Отсутствие КП в Белой Калитве - это даже не тактическая ошибка, это роковой провал. Середина маршрута, ночь, шквальный ветер и перегон полторы сотни до спальника по перегруженной федеральной трассе, где, по-хорошему, вообще не должно быть велосипедистов - это бескомпромиссный перебор.
Форс-мажоры и техническая поддержка

Любой сход участника по причине травмы или проблем со здоровьем - это форс-мажор. Причем форс-мажор прогнозируемый, то есть заранее понятно, что такие ситуации будут. Обязательно. Статистически. На Волга-Доне было 10 сошедших и четверо пострадавших - это очень много, и это, конечно, в большинстве случаев следствие экстремальных погодных условий. В этом никто не виноват.

От организаторов я услышала очаровательное определение моего схода. "Инга - это была вишенка на торте". Ну, что ж. Вишенка, так вишенка. Выше моих сил оставить без ответа этот поэтичный образ.

Все, что изложено в этом отчете, повторюсь, субъективные впечатления конкретного участника. Участника, сошедшего с дистанции на 960 км из-за сильного кровотечения, несовместимого с самостоятельным продолжением маршрута. Участника, просидевшего в кровище и вот этом вот всем три часа на обочине дороги в компании неравнодушных коллег по бревету в 30 километрах от спального КП в г. Морозовске - то есть от цивилизации, в которой водятся транспортные средства.

Такая вот "вишенка".

Централизованных вариантов моей эвакуации, если не ошибаюсь, было два. Либо автобус, либо машина из Морозовска. Но водитель автобуса отказался менять маршрут, чтобы забрать меня и мой велосипед. Искренне надеюсь, что когда этому человеку или кому-то из его близких понадобится экстренная помощь, кто-то все же изменит свой маршрут ради него. Ну или не изменит.

Вторым вариантом была машина из Морозовска - о ней по телефону мне сказал Валерий Анатольевич, и я очень благодарна ему за надежду и слова поддержки, несмотря на то, что машину (спасибо этому человеку огромное за неравнодушие, в любом случае) я не дождалась. Просто физически не дождалась - меня забрали Татьяна и Кристина, волонтеры КП-9, забрали по доброй воле, откликнувшись на личную просьбу участника и финишера бревета Романа Антропова. Роман, кстати, потом сказал совершенно замечательную вещь: "1200-ка показала лучшие стороны людей". И он прав. Место в перегруженной машине находится тогда, когда оно есть в сердце. Когда ты, будь ты волонтером, организатором или совершенно случайным человеком, просто не можешь поступить иначе. Не можешь проехать мимо. Девчонки не смогли, и для меня все сложилось наилучшим образом, меня отвезли в Волгоград, домой, где меня встретил муж и волонтеры. И слава богу, что все закончилось так.

Другое дело, что счастливый финал для любого участника, который по состоянию здоровья не может продолжать бревет, не должен быть случайностью. Он должен быть закономерностью.

И эту закономерность нужно обеспечить заранее. Машина техподдержки на 1200 - это не роскошь, это необходимость, она просто должна быть. И в идеале не одна. Не должен рандоннер с травмой шеи самостоятельно ехать до ближайшего КП. Не должен участник с кровотечением три часа ждать помощь. Не должен сошедший с дистанции велосипедист два часа ловить машину, чтобы просто попросить воды. 1200 км бревет - это не междусобойчик, это большое и ответственное событие, большинство из участников которого - люди из других регионов страны, которым некуда деваться с трассы в случае критической поломки велосипеда или организма, особенно когда эта поломка происходит не посреди города, не напротив больницы, магазина или гостиницы, а в чистом поле, на трассе, ночью. Отслеживание участников по внешнему трекеру и своевременная эвакуация - это обязательный пункт техподдержки. Это важнейший аспект огромной организаторской работы по подготовке бревета. Предсказать и отменить погодную стихию - не в человеческих силах. Но обеспечить максимальную безопасность тех, кто оказался с ней один на один - в них. Это очень важно. Очень.

Безусловно, мне можно возразить: ведь есть же прошедшие, в том числе, уложившиеся в лимит участники, успешные финишеры, у которых все сложилось и получилось. Конечно, они есть. В авиакатастрофах тоже бывают выжившие. Но это не делает ситуацию нормальной.

Опыт "Легиона"
Критикуешь - предлагай. И это правильно. Я не считаю этичным сравнивать Волга-Дон с другими бреветами, с тем же Чуйский трактом, например (хотя на марафоне такие сравнения звучали очень часто в том или ином контексте) - да и не тот у меня опыт, чего уж там. Бреветы разные, условия разные, ситуации разные, участники тоже разные - оптимальная для одного тактика совершенно непригодна для другого, и это нормально. Но есть общие, принципиальные вещи, которые и делают возможными проведение таких событий.

Волга-Дон - замечательный и очень красивый бревет со своими традициями, интересным маршрутом и историческими достопримечательностями. Он достоин быть крутым, массовым, популярным, несмотря ни на какие погодные и иные катаклизмы, которые иной раз не только не портят настроения бойцам, но подзадоривают, добавляют перца, мотивируют пройти во что бы то ни стало. И это правда очень здорово.

Поэтому я позволю себе всего одну, наиболее общую рекомендацию в соавторстве с Олегом.

В этом году сезон "Легиона" был очень непростым. Северная специфика:) Медведи-с, знаете ли. Два ковидных года запрета на охоту сделали свое дело - мишки расплодились, а сердобольные автомобилисты их радостно прикормили, оставаясь в безопасности своих железных корыт. Ехать бревет мимо медвежьих угодий, особенно в ночное время, сами понимаете, удовольствие сильно ниже среднего. Поэтому решением руководителя клуба часть дистанций наших квалификационных бреветов была изменена. Так образом, 600км бревет мы ехали по совершенно новому маршруту в северном направлении: Ухта-Ижма-Ухта + 60км отрезок на юг и финиш в Ухте. И в организации этого бревета нам на помощь пришло Управление физической культуры и спорта МОГО "Ухта". Собственно, весь диалог по этому поводу, инициированный Олегом Сизоненко, занял менее получаса. Руководитель ФКИС Ухты пошла навстречу, дала нам контакты своего коллеги в селе Ижма и через 15 минут Олег и Валерий Рочев - руководитель аналогичного ведомства по ижемскому району Республики Коми - уже обсуждали по телефону меню для участников бревета. Итогом переговоров стала прекрасная и очень душевная встреча рандоннеров в Ижме, замечательное КП в спортивном комплексе с возможностью поесть и полноценно отдохнуть.

В этом смысле и марафон Волга-Дон, и клуб "Орион-рандоннер" изначально в намного более выигрышном положении. Это было очевидно на старте бревета: участников напутствовали первые лица города и области, было очень приятно участвовать в событии, значимость которого понимают и ценят на самом высоком уровне. Это значит, что у вас, коллеги, уже есть самое главное: понимание важности и нужности того, что вы делаете. Это очень дорогого стоит, да вы и сами это прекрасно знаете. Дело за малым: грамотно использовать этот ресурс в организации большого спортивного события. Это здорово облегчило бы жизнь с организацией того же КП в Белой Калитве, где участников бревета могли принять в любом спортзале любой школы или местном спортцентре. И это подводит нас к одному важному моменту: большое и значимое событие надо планировать заранее. И организацией его заниматься заранее, привлекая в команду как можно больше заинтересованных энтузиастов. И информационным освещением заниматься заранее, чтобы о бревете узнало как можно больше людей - он заслуживает этого. Вы заслуживаете этого. И в этом смысле ваш авторитет организаторов велособытий и главных пропагандистов марафонского движения в России, ваш опыт старейшего и опытнейшего клуба ОРВМ всецело работает на вас. Это уровень, который уже достигнут. Его надо поддерживать. И судя по тем замечательным участникам изо Волгограда, с которыми я познакомилась на Волга-Доне, у бревета и клуба может быть очень хорошее будущее. Удачи, друзья. Спасибо за марафон, за встречу со старыми и новыми друзьями, за опыт и надежду однажды повторить его более удачно.

P.S. Да, Президент ОРВМ Валерий Анатольевич Комочков решил в нарушение всех правил вручить мне медаль. Это, на мой взгляд, не вполне корректно по отношению к финишерам. И я прошу у них за это прощения. В моем случае, это не награда, а память - непростая, но нужная память о полученном опыте, собственных победах и ошибках на марафоне. И в первую очередь обо всех вас. И она очень дорога мне. Обнимаю и надеюсь на новую встречу.

В отчете использованы фотоматериалы участников бревета "Волга-Дон-2022"

Личная благодарность автора отчета:

Роману Антропову за дружбу, клевые тренировки и Волгоград;

Николаю Заварзину как лучшему в мире напарнику и попутчику;

Ольге Соболевой - за то, что самая крутая:)

Татьяне Беляковой, Кристине - за помощь и поддержку

Олегу за то что сделал этот материал добрее и конструктивнее.

12

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

Отчет Олега Волкова (Екатеринбург, Урал-марафон), оригинал здесь
Возвращаясь с веломарафона "Волга-Дон 2022"
Контракт
Я давно подозревал, что марафон это некий ритуал. Жители Белой Калитвы окончательно
рассеяли мои сомнения. Просто они ситуацию воспринимают, как-то более прямолинейно.
"Подписывая данное соглашение, участник подтверждает, что принимает участие в
индивидуальном заезде, согласно Правилам...", бла-бла-бла.
Десятки раз, выходя на старт бревета, подписывал я такую бумажку, ставил галочку в
электронной форме регистрации. Перестал обращать на нее внимание, придавать
какое-то значение. А ведь это контракт.
Контракт между мной и...
А кто, собственно, вторая сторона?
Организатор, президент клуба? ОРВМ? АСР? Явно нет.
ГАИ, Администрация, Правительство, ООН, да знать они про меня не знают.
А может, это я сам с собой договариваюсь? С тем собой? С тем, другим, который в
минуты выбора нашептывает:
- Не рыпайся, не высовывайся, пережди, не пори горячку?
С тем, собой, который всегда оказывается прав.
Все получилась? Ты на коне?
- Ну, ну. Пронесло, пока. Не обольщайся.
Не выгорело, облажался?
- А я предупреждал! Но тебе ведь нужны были грабли!
Но совести своей, здравому смыслу, "чуйке" никакие бумажки не нужны. Не в том
направлении я ищу.
Как говорила мисс Марпл:
- А кто выгодопреобретатель?
Блин, ну меня занесло. "Выгодопреобретатель" (слово из 18! букв). Я что на марафоне
торгую, что-ли?
Хм, черт возьми, а может и торгую.
На кону все: регистрация, дорогущие билеты на самолет, длинные тренировки, дорогой
велосипед, отпуск без семьи, "задвинутая" стройка, онемевшие пальцы, натертая ОПА,
сбитые колени, сломаные кости.
Весь я, без остатка.
Кто готов все это купить?
Черт, надо проверить в следующий раз, подписывая бумажку, чем заправлена ручка?
Может быть кровью?
Черт возьми...
PS.
Невеселые мысли посещают меня после марафона "Волга-Дон 2022".
Самый главный, самый "старый" в России супербревет 1200км. Перефразируя известную
фразу Лепертеля, всегда считал, что Волга-Дон "это маршальский жезл в багаже
марафонца". Российского марафонца.
С таким настроением принял прошлым летом приглашение от Валерия Анатольевича на
Волга-Дон в августе этого года.
Ехать! Однозначно, ехать!
Ситуация с запланированным ранее, но перенесенным из-за КОВИД
London-Edinburgh-London складывалась нормально: в 3-хнедельный отпуск оба марафона
укладывались.
Вместо Лондона в этом году сгонял в Париж. Да, круассанов возле Эйфелевой башни не
было. Да, Максим Федоров спальный КП не организовывал. Леша с Настей участников не
развлекали. И с леди Ди и "пензенским экспрессом" велоспортом я не занимался. Но
дороги, горы, шиханы, "Башкирская Швейцария", кафе в Фершампенуазе, отличная
компания из Ектеринбурга все было на месте.
Есть в ОПО внутренняя красота и логика. Послевкусие благородное. Удовлетворенность.
Не так случилось в Волгограде. Эмоции прочь! И главный вопрос:
- Что это было, Ватсон?
Если отбросить все настоящие прелести бреветов (погода, природа,
достопримечательности, люди) в сухом остатке будет 400 (четыреста! из 1200)
километров по трассе "Дон".
Среди непрерывного потока несущихся фур и легковушек.
Все. Это все, что могу вспомнить про "Волго-Дон 2022". Увы.
Жара и холод, ветер и дождь всегда были, есть и будут на марафонах. Боль, страдание и
преодоление будут всегда.
Но риска, страха на марафоне быть не должно!
Не должен участник, бодрый/веселый или уставший/истощенный, стоять перед выбором:
"прекратить движение или... умереть". Правильного решения нет.
Ситуация патовая, бессмысленная!
Условия были таковы, что на вопрос: - кто правее (продолживший или остановившийся
участник) ответа нет. Не проканает даже вариант: "правы оба". Нет. Не правы. Оба просто
никакие. Два ноля!
Но я не хочу быть нолем! Ни в каком из смыслов.
PPS.
С Харисом Сахиповым я встретился только единожды. На финише Чуйского тракта 2013
года, 73-летний Харис, сошедший, но явно не сломленный сказал:
- Надо что-то делать. Будем анализировать.
И продолжил тренироваться, строил планы на горные бреветы в окрестностях Сочи. А
через 2 года его не стало и ЧТ-2017 прошел уже без него. Но именно тогда произошло
изменение в маршруте ЧТ. Организаторы убрали финишный 200км кусок по шоссе от
Горноалтайска. Увели маршрут в сторонку: "Бирюзовая Катунь", Алтайское, Белокуриха.
Бревет, и без того красивый, заиграл новыми красками, стал более сбалансированным,
логичным.
Маршрут Волга-Дон, в нынешнем виде, это традиция. Да.
Маршрут Волга-Дон, в нынешнем виде, это тупик.
Идеальная погода. Штиль. Не решат проблемы, не они причина массового схода (слава
богу, не массового травматизма). Может быть деревья, высаженные вдоль трассы,
закроют ее от ветра. Но они не устранят трафик, не расширят обочину, не срежут колею.
Велосипедист на федеральной трассе - чужеродный объект. Там даже тракторов нет. Все,
что медленнее 70км/ч выбивается из ритма трассы и создает неоправданный риск.
Не надо бояться перемен. Не надо бояться.
Надо просто ездить на велосипеде. В удовольствие.
PPPS.
А чернила-то, я в следующий раз проверю.

13

Re: Волго-Дон 2022, фото и отчеты

видео-сюжет из местных новостей