Хочу сказать большое спасибо Гранчу, Эльвире, Лене и остальным (к сожалению, не все имена знаю) за поддержку КП1. Очень приятно, когда посередине длинного путешествия можно расслабиться. Мы отлично расслабились, круче бывает, только если поспать с подушкой и одеялом. Будущим волонтёрам на заметку: этот «Армянский двор» — превосходное место для КП, есть все условия.
Теперь расскажу, как всё прошло.
Погода выдалась полностью противоположной той, что была на предыдущем бревете: тепло, солнечно, безветренно. Хотя прогноз рисовал в Томске небольшие осадки, с неба так ни капли и не упало, и я даже на горизонте не видел дождевых облаков.
Велосипед я приготовил с вечера. Как со мной часто бывает, долго не мог уснуть — отчасти из-за возбуждения перед стартом, отчасти из-за того, что заранее пару дней отсыпался. Как бы то ни было, встал свежим, позавтракал и поехал в Матвеевку. По Бердскому шоссе катило очень хорошо, крейсерская скорость была в районе 30 км/ч, на старт я приехал в без двадцати девять. Сначала никого не было вообще, потом подъехал Айдар на своём чудо-велосипеде. Дождались 9:00, чтобы стартовать по регламенту, и тут появился Александр Полтавский.
Втроём мы поехали на КП0, до которого у нас было 45 км и 1:45 времени. Саша накануне мне звонил, волновался, успеем ли, хотел заранее выехать. Зря волновался, приехали даже раньше, а ведь ехали, по Сашиным меркам, не торопясь! Хотя по городу я бы ездил аккуратнее. Айдар молодец, со всем своим скарбом держался с нами, отстал только на Большой.
На КП0 прибыли одновременно с теми, кто стартовал из центра и мотал петлю до западной границы бора. Получили карточки, сфотографировались, перекусили, и тут объявили старт. Все очень быстро рванули, я только велосипед поднял с травы, смотрю, а уже никого нет, только несколько человек на горных велосипедах о чём-то договариваются (мне потом сказали, что они решили пройти дистанцию в «туристическом» режиме, с палатками и спальниками). Что поделать, бревет — дело автономное, поехал один.
Где-то в районе моста через Обь я обогнал Айдара с Сергеем Пархоменко, потом ещё двоих ребят на горных велосипедах (Сергей Петров и кто-то ещё), дальше снова один. На подходах к Сокуру впереди замаячила чья-то спина, и вскоре оказалось, что это Денис Чумаченко, который решил покататься с лидерами, но вовремя спрыгнул.
В компании лучше, чем в одиночку, комфортный темп у нас близкий, так что дальше мы с Денисом поехали вместе. Уже хотелось есть, стали искать еду, нашли её только в Мошково (до того все кафе были на другой стороне дороги, а нам хотелось, чтобы было на нашей). Умылись, поели, и тут приходит Айдар и спрашивает, где Серёжа. Странный вопрос, вы же вместе ехали, куда он делся? Оказывается, Серёжа поехал вперёд. Ну, мы его из кафе не видели, может, он проехал мимо, когда мы отвернулись. Айдар остался в кафе, а мы поехали догонять Серёжу, но вместо него догнали Илью Тлеукенова, который Серёжу тоже не видел. Куда-то спрятался, наверное.
Следующая остановка у нас была неопределённой: с одной стороны, можно было пообедать в Болотном, но, во-первых, это уже совсем скоро, через два часа нам и есть-то не захочется, а во-вторых, от Болотного до КП1 слишком далеко, и тогда придётся ещё посередине где-то останавливаться. Тут Денис сказал, что есть хорошее кафе около поворота на Томск. Этот вариант выглядел привлекательнее: 120 километров можно проехать без остановок.
В Болотном всё-таки остановились набрать воды (Илья не стал ждать и уехал). Кафе совсем уныло выглядит, в прошлый раз живее было. То ли дело кафе «Цезарь» у поворота: грузовики рядами стоят, дальнобойщики обедают, байкеры тусят, есть безналичный расчёт — жизнь бьёт ключом! Байкеры вежливо поинтересовались, куда «коллеги» держат путь, и были ошеломлены ответом, особенно когда я сказал, что спать посередине пути мы не планируем. «Тридцать четыре часа без сна, вернёшься домой — спать упадёшь, а когда же бухать?»
До поворота на Томск мы ехали в плотном трафике, наполовину состоящем из грузовиков. Полосы узкие, обочины плохие, было некомфортно. Изюминку добавили два капитальных ремонта, где одна полоса была закрыта, и шоссе работало в переменном режиме: несколько минут все едут в одну сторону, потом несколько минут — в другую. Из-за этого трафик становился пульсирующим: какое-то время мы ехали по полупустой дороге, разговаривали и фотографировали, но потом нас догоняла волна, которую выпустили с узкого участка, и становилось не до разговоров, даже пару раз пришлось спрыгивать на обочину. Водители у нас пока ещё к велосипедистам не привыкли, увы.
После поворота всё стало несравненно лучше. Пустая дорога, красивые виды. Правда, тоже попался ремонт дороги, да не простой: вместо того, чтобы срезать верхний слой асфальта на одной полосе и тут же положить новое покрытие, дорожники сняли асфальт по всей ширине, причём на довльно длинном участке. Ухитрились сделать пыльной асфальтовую дорогу, молодцы.
Где-то в полях встретили Алексея Козлова, который сидел на обочине и клеил камеры. Оказалось, Лёша сначала круто покатался с лидерами, а потом ухитрился пробить оба колеса, и теперь у него какие-то проблемы с клеем: заплатки отваливаются. Дали Лёше одну целую камеру, пожелали удачи и поехали дальше.
Остаток пути до КП1 прошёл без запоминающихся событий. Холодало, я постепенно надел наколенники, жилет и куртку. Где-то перед Томском мы остановились у кафе, Денис набрал воды. Проехали развязку с выездом на мост (я едва не взял правее — уехал бы в Томск), Тимирязевское, ещё какие-то деревни. Уже очень хотелось есть и отдыхать, а «Армянского двора» всё нет. Тут мы выехали на кольцо, и я вспомнил описание, что нужное нам кафе будет после него. Ещё несколько километров, и наконец-то мы на месте! Нас встретили Лена с Эльвирой, поставили в наших карточках отметки с красивыми печатями, и хотели накормить булками и чаем, но мы были вынуждены отказаться: когда есть такая возможность, нужно питаться полноценно, да и вообще хочется комфорта и тепла, а в шатре всё-таки прохладно.
В столовой мы нашли спящих Павла Андреева и Илью, а ещё долгожданное тепло и много разной еды. Суп, макароны с мясом (остановка долгая, и я решился), питьё. Мяса дали такую гору, что еле осилил. Душ!
Дамы и господа, смею заявить, горячий душ на КП — это высшее счастье. Выходишь после него другим человеком. Правда, сервис не идеален, могли бы полотенца и тапочки в аренду сдавать, а они вместо этого их продают. По двести рублей. Полотенце я всё-таки купил, а потом оставил на кассе вместе с предложением подумать головой и устроить прокат многоразовых вещей.
После душа мы сели гонять чаи. Тут приехал Лёша и объявил, что 1) моя камера заговорённая и отлично держит воздух, 2) второе колесо приходится качать каждые десять километров, 3) в гробу он видел все эти самоклеящиеся заплатки и 4) вся эта история — это наказание за дерзость, не надо было ехать с «большими пацанами». Полную версию он сам расскажет, если захочет.
Приехали «туристы» (если я правильно запомнил, Серёжа, Булат, Айдар и кто-то ещё с ними), разложили прямо в столовой спальники и улеглись спать. На улице тем временем рассвело, и мы решили, что пора ехать дальше. Лёша всё никак не мог победить свои камеры, и мы дали ему ещё одну целую. С КП1 выдвинулись втроём с Денисом и Ильёй ровно в три часа утра. Прямо у кафе на дорогу выполз язык тумана, и тут я уже по-настоящему пожалел, что не взял перчатки с пальцами. А ведь зарекался в длинные бреветы без них не ездить, не в Таиланде живём. Впрочем, терпеть холод долго не пришлось.
Первое время ехалось не то, чтобы тяжело, но как-то лениво. Часто останавливались, и на одной такой остановке нас догнал Лёша. Потом мы размялись, скорость заметно выросла, да и вообще дела стали налаживаться: например, в Кожевниково в кои-то веки нас не попытались отравить, дали вкусный суп и макароны.
А после Кожевниково началось главное шоу второго дня.
Как известно, в этом году случился весенний паводок редкой силы и продолжительности, из-за чего разных насекомых народилось гораздо больше обычного. Но велосипедистов-то больше не стало, поэтому все эти насекомые летели рядом с нами, и попутный ветер им в этом помогал. Я так и не понял, что за твари это были: крупные мухи похожие на ос по форме и размерам, но какие-то серовато-красноватые в полосочку, и полосы не очень контрастные. Они летали вокруг нас кругами, садились на велосипеды, но почти не садились на нас, и почти не кусались, и в этом наше счастье: если бы все они были кровососущими, нас бы просто сожрали.
В обществе мух мы доехали до Базоя. Когда въехали в деревню, насекомый пресс ослаб: они переключились на загорающих посреди дороги телят. Но после обеда, стоило нам выехать в поле, мухи вернулись и сопровождали нас чуть ли не до самой Скалы. Я так и не понял, чего они хотели.
Скала — это уже почти дома. Мы пообедали, залили фляжки и выехали на завершающий этап. Колывань, Большой Оёш (на мосту через речку разноцветные флаги — день России так встречают?), дорога по бору. На развязке остановились отправить Игорю сообщение, и тут же накинулась мошка. Последние километры, подъём на развязку, и вот мы на финише. Ура!
До электрички осталось сорок минут, и я с ветерком прокатился по городу. А в электричке очень трудно было не уснуть, но помогал велосипед: как только я начинал отключаться, он начинал падать и будил меня.
Ещё раз спасибо Гранчу, Эльвире и Лене (и остальным, чьих имён я не знаю) за поддержку КП, спасибо Денису, Илье и Лёше за компанию, и спасибо погоде, что не подвела! Этот бревет стал для меня подтверждением, что длинные дистанции нужно ездить в удовольствие, не торопясь.
В следующий раз надо будет не забыть про солнцезащитный крем, а ещё взять репеллент.
Фотографии будут позже.