Написание отчета для меня зависит от того, происходило во время поездки что-нибудь, или нет. Как правило, ничего не происходит - тупо крутишь педали от обеда до упора, вроде как и писать не о чем. Это не значит, что впечатлений нет - они есть, конечно, просто стали уже привычными, как поход в магазин.
Погоду на время проведения обещали теплую, но не жаркую, без осадков, ветер умеренный, по большей части восточный - то есть первую половину пути он будет мешать, а в завершение помогать. Так в общем и получилось, за исключением ночных температур: руки мерзли чуть не до потери чувствительности, жалел, что не взял легкие непродуваемые рукавицы. Шерстяной шарф взял, не понадеявшись на прогноз: когда мерзнет тушка, это некомфортно, но не опасно, шею простудить гораздо хуже. Тем более у меня шея на задувание холодного ветра начинает реагировать резкой болью, по ощущениям похожей на забивание гвоздя при попытке поднять голову. От солнца взял кепку: защищает и от перегрева, и от загара, и ночью хоть чуть, да теплее, хотя шапка была бы куда как лучше. От потертостей второй раз беру неудачный крем после бритья: по прямому назначению он малопригоден, т.к. оставляет жирную пленку, зато не только успокаивает и охлаждает кожу, но и дезинфицирует, и заживляет. Правда, воспользоваться опять не пришлось, точка опоры выдержала. Вот что делает с человеком сидячая работа! Как там у Толкиена: "...но каменный зад отрастил супостат..."
Поспать на этот раз удалось, кажется, аж пять часов, т.к. с работы заблаговременно сбежал пораньше, а сборы были недолгими: сразу после горной 600-ки отношение к плоской тысяче было довольно несерьезным, тем более дважды ее уже проезжал с хорошим запасом до лимита, сложилось впечатление легкого маршрута. Рассчитывал финишировать хоть чуть, но раньше прежнего. Поэтому менять ничего не стал ни в велосипеде (изношенные рубашки тросиков, тормозные колодки), ни в одежде (еще более изношенные ботинки, которые постоянно скрипели). Расчет оказался верным, оставшегося ресурса вещей хватило. К полудохлому аккумулятору фары взял налобник: оно и ночью ремонтироваться удобнее.В общем, приучил нас Игорь ездить без поддержки и рассчитывать только на себя: 12 лет назад я не решился на поездку вокруг моря (402 км), опасаясь поломки велосипеда и невозможности эвакуироваться, т.к. электрички там не ходят. Сейчас уверен: велосипед значительно надежнее, чем собственное тело, а тело - надежнее, чем собственный дух. Если что-то и ломается в дороге, то в первую очередь это уверенность в своих силах. Когда я еду, то размышляю - жизнь ведь тоже очень похожа на дорогу, неизвестно, что там за поворотом, да и на ближнем расстоянии кто-то может выскочить из кустов. Если бы верил в бога, то добавил бы: а бог, он всю нашу дорогу видит сверху, сразу целиком, и прошлое и будущее, и пути тех, у кого свои дороги, которые пересекутся с нашей, он тоже видит.
Со старта я, как обычно, попытался усидеть за более сильными ребятами, доехал с группой двухсоточников до поворота на Бурмистрово, где они свернули, а мы с Андреем Нассоновым поехали дальше. Около половины из этих 50 км всех вез Илья, темп был слабоват (иначе бы я просто отвалился, как это чаще всего и происходит), но в помощь ему почему-то никто не вышел. Видимо, это новая тактика в этом году: туда сидеть на колесе и не выглядывать, а обратно ставить рекорды и рассказывать, как оказался быстрее всех.
Так или иначе, с Андреем ехали мы недолго: догнала группа Игоря, который теперь отдувался за всех, работая впереди. Мне темп был высоковат, Черепаново что-то долго не вырисовывалось, в итоге, когда его проехали, остановился подкормиться (точнее, подпоиться). Остановка была короткая, меньше 4-х минут (иначе погас бы велокомпьютер), но вся компания успела скрыться где-то за горизонтом. Такие вот велосипедисты шустрые, нагнал их только в кафе в Тальменке, где они уже доедали последние тарелки. Отставать не хотелось, поэтому по-быстрому слопал что дают и покрутил следом.
Первая неприятность случилась буквально через несколько километров: в районе моста через Чумыш шел ремонт дороги, на колеса сразу кусками налипли комья смолы, в которых очень хорошо застревали камни разных размеров, все это весело било по раме и терло крылья (а заднее крыло, как потом выяснилось, протерло дырку в сумке), но самое главное - недоглядел, налетел задним колесом на крупный кусок щебня (передним успел обрулить), получил "змеиный укус" - две параллельные прорези в камере, оставленные ободом, миллиметра по три длиной. Ремонт на жаре под грохот проезжающих машин - не очень приятное занятие, да и случайность происходящего угнетала: проедь я на два сантиметра левее или правее, сейчас бы был уже ого-го где. Заклеил, как обычно, МТБ-шной заплатой, потерял 20 минут, за которые меня догнали и перегнали Андрей и Женя. Женя остановился очистить колеса, я же на такие вещи плюю - через несколько десятков км смола слезает сама, и домой приезжаешь абсолютно чистым. Но и он укатил вперед после поворота на трассу Алтай-Кузбасс, пока я останавливался закупиться водой - дорога обещала быть длинной под солнцем и встречным ветром.
Дальше многие десятки км слабого, но постоянного подъема на Салаир. Догоняет Женя - он останавливался в кафе в Залесово, а у меня на выезде из дома только жидкости было 6 литров. Плюс мармелада полкило и по паре сникерсов и гематогенок (в итоге лишь половину мармелада и съел из твердого). Как черепаха - все свое таскаю с собой. Некоторое время едем вместе, переваливаем вершину, потом опять спускает колесо. Женю отпускаю, начинаю в сумерках заниматься выяснением причины - получается не очень, во-первых, темно, во-вторых, холодно. Надеваю налобник и утешаю себя, что надо шевелиться быстрее, чтобы не замерзнуть. Оказывается, причина все тот же "змеиный укус" - свистит из-под заплаты. Сворачиваю старую камеру, ставлю новую, накачиваю, едем дальше. КП Олега ждется уже как манна небесная.
КП, надо сказать, очень порадовал - все быстро, четко, по делу. Шикарный газовый обогреватель в палатке, вскипятивший за три минуты воду, гречка с тушенкой (без жира!), шашлык (!), сгущенка в чай - что еще надо для счастья? Только выспаться. Поскольку я приехал сильно последним (и все спали), уложили меня в машине, накрыли тремя одеялами - такого комфортного сна я и представить себе не мог, тепло, тихо, удобно, ниоткуда не дует. Очень важно - пока спал, зарядился телефон и подзарядился внешний аккумулятор (в итоге это позволило записать целиком маршрут поездки). После двух часов сна завтрак, бутылка минералки и пара бананов в дорогу - и выдвигаемся с Игорем, который приехал на КП первым. Спасибо огромное, Олег, без вашего КП было бы намного сложнее преодолеть маршрут!
До середины дистанции - Березово - едем в основном против ветра, но поскольку выехали рано, в 6:30, ветер еще не сильный. После этого дорога поворачивает на запад, ветер становится попутно-боковым, тем не менее разгоняет хорошо - на этом участке постоянные подъемы и спуски, в подъемы заезжать получается очень неплохо, подталкивает в спину. В Опарино - посередине между Кемерово и Юргой - у меня опять спускает заднее колесо. Звонит Игорь из кафе, отвечаю меня не ждать, так как есть подозрение, что дело плохо. И действительно, в новой, хорошей, толстой камере несколько дырок рядом, а причина неясна. Напротив дырок - МТБшная заплата на покрышке: после поездки на Алтай две недели назад покрышку мне пожевало поездкой на спущенном колесе с горы, пришлось поставить несколько заплат, но никогда раньше это не приводило к дыркам в камере, да еще нескольким. Заклеиваю камеру большой МТБ-шной заплатой, как обычно, ставлю, не накачивается: камера толстая, заплата жесткая, при накачке мнется и отлипает. Грешу на клей: он загустел в тюбике, соответственно тонкий слой нанести не получается, а у толстого слоя прочность на отрыв должна быть низкая. Беру другой тюбик, ту же заплату, клею, ставлю - не накачивается, заплата отлипает. Грешу на заплату, беру свежую, клею, ставлю, не накачивается. Беру малую шоссейную заплату, надеясь, что ее площади хватит, чтобы закрыть все дырки - а дырки-то уже и не разглядеть, клей их забил, приходится лепить наугад - клею, ставлю, фух, вроде накачалось. Еду до кафе 2 км, быстро съедаю там окрошку (день, жарко), выхожу... колесо спущено.
Остается единственный вариант - поставить новую покрышку и новую камеру, оставшись без запасных. До финиша 455 км, но что делать. С расстройства подумываю выбросить снятую покрышку и две камеры, не тащить лишнее, но здравый смысл побеждает, кто знает, что еще нам дорожники приготовили. Наконец, хорошо отдохнувший, возможно быстро еду в кафе Проскоково, где какой-то мужик мне сообщает, что я третий, а двое в зеленых майках, как у меня, уже укатили. Отвечаю, что я тогда не третий, а четвертый - ведь Игорь в красной майке "1001 миля". Получается, пока я возился с колесом, все уже оказались впереди. Вечереет, холодает, по томскому лесу проезжаю нормально (мне нравится этот участок, правда, в этот раз был какой-то ужас - откуда воскресным вечером столько автотранспорта? раньше такого не было), но на подъезде к Томску начинаются проблемы: либо мерзнешь, либо засыпаешь. Начинаю выискивать, где бы завалиться поспать, несколько раз останавливаюсь, туплю, скорость упала, наконец нахожу в Тахтамышево деревянную лавку на остановке и... сперва комфортно, но несмотря на всю одежду, через 10-15 минут лежать невозможно, т.к. замерзаешь, приходится ехать. Время первый час ночи.
Добираюсь до Армянского двора, где застаю спящего Андрея. Он сообщает, что застал Игоря, и скоро уезжает. Смену сдал, смену принял. Но я спать не стал - вроде пока терпимо, да и сидя за столом это почти не дает отдыха, по опыту. Поехал дальше, ночь как-то протелепался, спать и холодно, и кровососы не позволяют. Когда совсем уж прижимало, просто клал велосипед на обочине, садился рядом и спал, по ощущениям, 10-15 минут сидя, обхватив колени руками - как ни странно, это помогало. В итоге, когда уже взошло солнце, нашел остановку, где удалось относительно комфортно выспаться - минут 40. В Кожевниково у кафе опять встретились с Андреем, но я предложил меня не ждать - в таком состоянии организм может потребовать остановиться в любую минуту, - то есть двое едут медленнее, чем один. Если к этим требованиям прислушиваться и не пытаться ехать через силу, то все довольно быстро восстанавливается, и скоро можно продолжать путь. Если не прислушиваться... закончиться может плохо, или тепловым ударом, или падением сахара в корови, итог - резкая слабость, которая не проходит несколько часов. Стоять на ногах можно, только опираясь на велосипед, в общем, приятного мало.
От Кожевниково до Базоя ничего не происходит 80 километров, а в Базое встретились с Андреем снова, но у меня уже организм сменил ночь на день, прошел тот период, когда едешь 15 км/ч по ровной дороге, потому что ноги мощность не выдают - а с попутным ветром скорость получалась и вовсе приличная. Качество дороги, конечно, ужасное, такое впечатление, что всем уже на все наплевать - велосипедные колеса можно ломать и пробивать по несколько раз на километр, если не следить за ямами в асфальте. "Дороги в России настолько плохи, что их объезжают по обочине". В Колывани тоже принялись поганить дорогу "шубой" из смолы и щебня - по счастью, "нашу" сторону еще не закатали, но скоро сделают "безопасной и качественной" всю. В Скале традиционно остановился в магазине, пообедал булочками с творогом и молочными продуктами. На Северном объезде ожидался встречный ветер, но из-за ремонта моста и огромнейшей из-за этого пробки в обе стороны основной проблемой стало не надышаться выхлопами. Что интересно, водители, пассажиры стоят в пробках часами, но почему-то считают, что выхлопами дышит велосипедист, который эту пробку проезжает за минимальное время, да и воздухозабор у него выше и в стороне, ближе к чистому воздуху, чем у сидящих в авто. Да, дышит он интенсивнее, но в пересчете на единицу расстояния потребленная доза оказывается, полагаю, существенно меньше.
Дальше подъем ОТК, по городу пролетел птичкой - отметил, что, пожалуй, для города скорость даже высоковата, и вот финиш. Сколько раз думаешь во время поездки, что ну уж теперь-то ни-ни, не поеду больше бреветы - тяжело, жарко, холодно, ни отдохнуть, ни остановиться (съедят). Но стоит только завершить маршрут, чуть отдохнуть, и мысли меняются: когда там следующий раз? Все-таки приятно сознавать, что несмотря на все трудности, преодолел себя и стал чуточку сильнее. И, как обычно, благодарность Игорю - ведь именно благодаря ему у нас есть такие замечательные путешествия.