Тема: Как жить дальше
Слишком длинно, не читал: давайте меньше ездить по федеральным шоссе и больше — по другим дорогам.
Шок после 6 августа прошёл, эмоции улеглись, теперь можно подумать, что мы можем сделать в сложившейся ситуации.
Для начала хочу успокоить фаталистов и паникёров. Никакой войны никто никому не объявлял, велосипедисты по-прежнему ездят по дорогам, никто нас целенаправленно не давит. Чтобы не быть голословным, приведу снова (Денис уже ссылался на неё) статью, в которой довольно много букв, но утверждается на основе заслуживающих доверия исследований, что дороги в России в целом становятся безопаснее. Законы и меры принимаются и совершенствуются, и эффект заметен: пешеходов сейчас пропускают на пешеходных переходах, становится больше освещённых автодорог, снижается количество «пьяных» аварий (это последнее — по информации товарища Kakaru с ВелоэНска, он приводил картинку со сравнительной статистикой за 2015 и 2016 годы — беглым поиском я не нашёл источник, но не вижу причин сомневаться).
Да, можно привести в качестве контраргумента статистику ГИБДД, которая упоминается в заметке про Гранча на НГС, согласно которой число происшествий с велосипедами растёт. Но ГИБДД приводит только абсолютные количества происшествий в году, не учитывая, что число велосипедов на дорогах тоже растёт. У нас же что ни бревет, то рекорд по количеству участников — нас самих на дорогах становится всё больше.
То есть, на приборах, в качестве которых у нас выступают статистика и логика, никаких сигналов для паники лично я не вижу. Случаи с Харисом, Гранчем, парнями на обочине — это отдельные события, но у каждого из нас были и остаются высокие шансы вернуться домой с бревета живым и здоровым, и эти шансы не стали существенно хуже в этом году. Поделите количество происшествий на суммарный пробег всего клуба, умножьте результат на длину бревета, и вы получите вероятность попасть в переделку в этом бревете — малые доли процента. Причём это будет усреднённая цифра, а лично для себя вы можете улучшить ситуацию, принимая меры безопасности.
Но риск всё-таки есть, и если для каждого из нас он остаётся на том же уровне, то риск для клуба выше — пусть и не кратно количеству участников, но очень заметно. Такая вот бездушная математика. Согласитесь, между «известный велосипедист погиб во время веломарафона» и «у нас в клубе каждый год кого-нибудь хоронят» очень большая разница, и очень не хочется, чтобы происшествия на дорогах стали нашей обыденностью. Лично я не смогу спокойно путешествовать на велосипеде, зная, что кому-нибудь из нас в этом году наверняка не повезёт, и он свои путешествия прекратит навсегда. Наверняка это буду не я, но при этом наверняка кому-то не повезёт — вот такая жестокая формула.
То есть, нужно меры безопасности принимать не на персональном уровне, а на клубном.
Средства пассивной безопасности — шлемы, свет, заметная одежда — это всё важно и полезно, и у нас с этим всё более-менее в порядке. Но это полумеры. А главная мера — нам пора убираться с федеральных автодорог. По крайней мере, с самых напряжённых из них.
В Европе, которой мы пытаемся подражать, никто не ездит на велосипеде по автобанам и магистралям, там это попросту запрещено. По сути, в той же Франции бреветы проходят по просёлкам, вот только просёлки асфальтированы. У них горный велосипед ещё поискать надо, это вообще не европейское изобретение, европейцам ни к чему такие трактора. В России реалии пока что другие, но нас стало слишком много, чтобы мы могли игнорировать нашу местную реальность.
У нас на странице с календарём сказано, что в течение сезона могут объявляться клубные рейды, и не только по асфальту. По факту в последние годы таких рейдов объявлялось примерно по штуке за сезон. Настало время менять практику. Давайте заменим «могут» на «будут» и выберем новые варианты маршрутов, по возможности избегающие нагруженных дорог с большим трафиком. Наверняка новые маршруты будут частично проходить по гравийным или грунтовым дорогам, но всем нам и тем, кто ждёт нас дома, станет намного спокойнее. Немногие наши просёлки асфальтированы, зато они такие же свободные от машин, как европейские.
Новые маршруты можно сделать альтернативными чисто асфальтовым и ставить в те же дни в календаре, чтобы при неудачной погоде можно было поехать по асфальту. В календаре фиксируется только длина бревета, маршрут мы вольны выбирать любой, поэтому регламенты мы не нарушим.
Да, я всё понимаю, шоссейник создан для шоссе, мне самому очень нравится кататься по асфальту, но напряжённый трафик — самый влиятельный фактор в той статистике, в которую ни один из нас не хочет попасть. Я верю, что постепенно в России — и в Сибири, в частности — будет становиться всё больше асфальтированных дорог, будет повышаться культура вождения, люди будут вести себя достойнее и уважать друг друга больше. Но это всё будет приходить постепенно, а пока что нужно постоять в сторонке.