Я нашёл-таки время прочитать внимательно статью о сознательном отказе от шлема, на которую уже не раз ссылался Паша.
Имею сказать следующее.
Автор прямым текстом говорит, что без шлема он ездит в черте города, и все его статистические выкладки, сравнения с пешеходами и ссылки на исследования — это всё про город.
Мы ездим за городом, поэтому бóльшая часть рассуждений того канадца к нам не применима. У нас условия принципиально другие.
Принципиальное отличие — в скорости автомобилей и их поведении. В городе скорости автомобилей и велосипедистов сравнимы, но их траектории часто пересекаются, и происшествия случаются на таких пересечениях. На шоссе же вероятнее наезд на высокой скорости. От шлема в такой ситуации толку мало (хотя Паше Васильеву, например, шлем голову спас), но, подозреваю, отсутствие шлема никак не влияет на вероятность происшествия: расстояние, на котором становится видно, есть на велосипедисте шлем или нет, автомобиль преодолевает за несколько секунд, и лично я просто не верю, что типичный водитель за эти секунды решит, что велосипедист в шлеме, поэтому можно проехать ближе на восемь сантиметров. Впрочем, это последнее — моё личное суждение, его в расчёт можно не принимать.
Я это всё веду к тому, что в наших условиях шлем — это страховка не от ДТП. Велосипедист в ДТП на шоссе обычно погибает. Если же нет — у нас среди знакомых есть люди, выжившие после происшествий на шоссе, они все в один голос говорят, что шлем их спас.
В наших условиях шлем — это страховка от наших собственных ошибок. Например, съехал на обочину, велосипед заколбасило, пришлось упасть. Или ночью уснул и на асфальт грохнулся. Или мало ли что ещё. Мы те самые предусмотрительные пешеходы (несуществующие), которые надевают шлем, выходя на улицу.
В статье есть и другие моменты, к которым возникают вопросы. Например, автор задаётся вопросом, почему пешеходы и автомобилисты не носят шлемы. Делает он это довольно картинно, явно апеллируя к эмоциям читателя. Это, на мой взгляд, демагогия и увод от темы. Какая вообще разница, почему люди в автомобилях ездят без шлемов? Когда-то и без ремней безопасности ездили, однако же теперь ситуация другая. Наш мир постоянно меняется, и меры безопасности обычно следуют за статистикой и резонансными случаями. К тому же в автомобиле ситуация с безопасностью принципиально отличается от велосипеда: там можно подушку безопасности надуть, ремни водителю подтянуть в момент удара, да и вообще дело идёт к тому, что автомобили станут сами реагировать на обстановку быстрее людей. А велосипед за последние сто лет безопаснее не стал.
Но, повторюсь, поскольку статья в целом не про нас, на все эти мелочи можно закрыть глаза. В конце концов, автор хотя бы отчасти соблюдает приличия и сообщает, что в случае происшествия шлем всё-таки сильно снижает вероятность травмы головы и мозга. Спасибо и на том, как говорится.
В завершение отвечу на часть утверждений, которые Юра в начале списком перечислил.
Я езжу в шлеме с момента, когда купил велосипед — с 2005 года. (Добавлено: нет, всё-таки некоторое время я ездил без шлема. Наверное, один или два сезона. Но потом шлем купил — и ни разу не пожалел, что он на голове.) Я ни разу не попадал в ДТП, мои знакомые — до недавних случаев — тоже. Мне ездить в шлеме просто нравится:
- Он защищает мою голову от перегрева в жаркий день.
- Он работает как козырёк от солнца.
- Он придаёт мне чувство собранности, также как велоформа и очки.
- На нём есть сзади мигалка, которая дополняет мой красный фонарь и светоотражающие элементы одежды.
- Я думаю, что он увеличивает мою заметность издалека.
- Наконец, в него удобно складывать вещи в кафе — перчатки, велокомпьютер, телефон и прочие мелочи.
И нет, меня не раздражают люди, которые ездят без шлема. Это их личное дело. Меня раздражает, когда люди рассуждают о безопасности и дают другим советы, но при этом делают логические ошибки или вовсе приплетают всякую эзотерику.