Итак, обещанный краткий отчёт.
Поезд приехал в Череповец после полуночи 30 июня. Провели ночь на вокзале, рано утром отправились искать пункт сбора и регистрации. Нашли, приняли там душ, погуляли по городу, походили по магазинам. После обеда зарегистрировались и получили стартовые номера. Ближе к вечеру загрузили велосипеды и самих себя в автобус и поехали к месту старта на базу отдыха близ города Кириллов. Там собрали и обкатали велосипеды, поужинали и отправились на боковую – перед таким мероприятием необходимо как следует выспаться.
Подъём в 6 утра, завтрак, окончательные сборы… И вот уже без пяти семь, пора. Старт был от самой базы отдыха (а кто-то говорил, что надо будет ещё ехать до Кириллова). Фактическое время старта – 07:05 (так и записали в протоколах). Поехали дружно, большой толпой. Однако спустя пару километров толпа уже начала рассеиваться. Большая часть толпы (как мне показалось) уехала вперёд, а оставшиеся неспеша ползли по Кириллову. Приходилось сверяться с треком, т.к. дорога через Кириллов была не так очевидна. И вот у одного из поворотов мне пришлось окрикнуть нескольких человек, уехавших вперёд, что надо поворачивать направо.
Дорога до первого КП «Куков родник» прошла почти незаметно, хотя к концу данного отрезка стало появляться стойкое ощущение голода (на завтрак в доме отдыха была лишь маленькая тарелочка каши, морс и булка). Кафе по пути встретилось только одно (где-то в районе поворота на Липин Бор), и то не работало (был ещё магазин в Ферапонтово, но это было почти сразу после старта). Где-то перед Ферапонтово догнал Павла Васильева. Вид у него был растерянно-озадаченный: на заднем колесе лопнула спица. Сказал, что уже связался с механиком и медленно поедет к КП-1.
КП «Куков родник», 135 км. Бутерброды, бананы, сок. Всех встречают, всем наливают [сок или воду]. Бананов с собой можно брать сколько угодно. Я взял 5 штук.
После перекуса поехалось легче. Перед Белоусово начался небольшой рельеф – несколько горок и спусков. В легенду не смотрел, и почему-то мне казалось, что КП не в Белоусово, а дальше, в Вытегре. В итоге я так разогнался, что пролетел мимо кафе, не заметив ни толпы велосипедистов, ни волонтёров в синих майках. Только по окрикам понял, что что-то здесь не так. Что ж, пришлось развернуться и вернуться в кафе. Там кормёжка (за свой счёт), отметка карточек. Отдыхать не стал, после перекуса купил бутылку воды, разлил её по бачкам и рванул дальше.
КП № 3 – берег Онеги, рядом с базой МЧС. Песчаный (или каменный?) берег, гладь озера, красота… Перекус, вода. Кто-то ходил купаться. Я не стал – было лень. Да и после купания ехать бы никуда не захотелось. Полюбовавшись зеркальной гладью озера, нехотя поехал обратно. И тут, отъехав от КП километра 3, слышу спереди шипение. Ну надо же, прокол! Первый за бревет и второй за поездку (1 раз прокололся ещё в Новосибирске по дороге к вокзалу). Пришлось оперативно менять камеру.
КП № 3d – Саминский погост. На этом КП никто не встречал, под тентом сидел только скучающий судья. Отметка в карточке. Из ништяков – только вода. Зато церковь рядом красивая.
Далее шла дорога до Пудожа. Качество дороги всё ещё было от хорошего до отличного, я даже начинал сомневаться – а не показались ли мне все предупреждения о якобы плохой дороге? По легенде доехав до места КП, я стал внимательно глазеть по сторонам – и никакого КП не видел. Школа (или что-то похожее на неё) справа была, но никаких вывесок не было. Рядом остановилась машина, из неё вышли несколько человек и тоже поинтересовались, где КП – это были сопровождающие кого-то из участников. Спросили местных, сказали, что школа № 2 дальше. Проехав ещё с километр, заметил справа ВОЛовские наклейки – вот и КП-4, школа № 2 в Пудоже. Около школы уже встречали волонтёры, которые провели в саму школу и всё показали-рассказали. Кормёжка была отличная – в школе работал буфет, было первое, второе и компот. Воды в достатке. Сразу поинтересовались, буду ли я спать (это было первое спальное КП, 362 км). Сказал, что поеду дальше, пока едется. (у самого была даже мысль проехать километров 600 без сна, но осуществить это оказалось невозможно – см. ниже.) Перед выездом с КП спросил про насос – подкачать переднее колесо, у которого менял камеру. Механик уже уехал, насоса не было. Но у одного волонтёра, прекрасной симпатичной девушки, в машине был компрессор. Подкачали с его помощью колесо (заодно был опробован накручивающийся переходник Преста-Шредер). Поблагодарил и поехал дальше.
И вот тут-то началось. Через некоторое время после Пудожа асфальт резко заплохел, а ещё немного погодя исчез совсем – он явно был снят до самого основания. Ещё через некоторое время показалась ремонтно-строительная техника, и теперь вдобавок к грунту стали попадаться участки со щебнем мелким, щебнем крупным, булыжниками и даже каким-то строительным мусором. Для проезда местами была оставлена лишь узкая полоска с реверсивным движением. Скорость резко упала, кое-где приходилось ехать со скоростью пешехода, кое-где – пропускать поток встречных машин. 60 километров от Пудожа до КП-5 в Песчаном тянулись целую вечность. Стало клонить в сон. Немного облегчало передвижение только отсутствие жары и «белая» ночь.
Начался небольшой дождик. В Песчаное приехал сильно уставшим и выбившимся из намеченного графика. Кормили там пельменями и чем-то ещё (по выбору). Решил там немного поспать (спальных мест было мало, занял вроде бы даже последнее свободное).
Поспав часа 2 (чуть поменьше) и позавтракав, выдвинулся дальше. Ремонт шёл ещё километров 20-25, затем наконец начался нормальный асфальт. Ночью местами был хороший дождь – дорога была от немного до очень сырой. Даже с начавшим припекать с утра пораньше солнцем сохла очень медленно. Чуть не проехал КП-6: поворот на него не был никак обозначен (или мне так показалось). Помогли его обнаружить только выезжавшие оттуда велосипедисты. Там небольшой отдых, перекус – пара бутербродов с колбасой, печенье, какао. Такой скромный обед вызвал небольшое беспокойство – до следующего КП почти 100 километров, и не факт, что там будут магазины/кафе. Но волонтёры заверили, что они будут. Ну и ладно, куда деваться.
Дальше продолжалась всё та же монотонная дорога со стенами леса по обеим сторонам. В Новой Габсельге таки сделал остановку. Свернул с сторону с трассы в магазин, где затарился йогуртом, булками, персиками и сникерсами. Вернулся к остановочному павильону, где всё это неспеша заточил. Мимо проезжали велосипедисты. Вид у них был, как мне показалось, немного измученный – может, давала о себе знать жара. После перекуса отправился дальше.
А дальше был Повенец – начальный пункт Беломорско-Балтийского канала. Но тогда я об этом не знал, и как-то проехал мимо, не особо обратив внимания ни на канал, ни на всё остальное, сфотографировав лишь какую-то церковь. А ещё немного удивился – что это так много народа там что-то разглядывает и фотографирует.
Между Повенцом и Медвежьегорском догнал Александра Дунаева, стоявшего у обочины и менявшего камеру в переднем колесе. После Медвежьегорска поворот налево на дорогу к Великой Губе, к контрольному пункту № 7. Дорога эта весьма разбитая, но ехать можно. На КП – обед, отдых. Был растянут тент, под которым даже кто-то спал. Некоторые снова купались в Онежском озере, кто-то – даже не снимая велоформы. Я, однако, поспешил оттуда поскорее убраться – от озера веяло холодом, и я даже замёрз. Да так поскорее, что забыл воды в баки набрать. Пришлось останавливаться в Медвежьегорске у магазина. После Медвежьегорска сложная развязка, по которой организаторы разрешили срезать дорогу в нарушение ПДД (видимо, чтобы не заблудиться) и трасса Р 21 «Кола». На трассе близ Медвежьегорска были красивые виды, но потом они исчезли, сменившись стеной леса. Дорога хоть и была ровной, но стала монотонной и унылой. Около Медвежьегорска меня догнал Александр Дунаев, но чуть позже я его догнал и обогнал, а ему, похоже, как-то «не катило». На дороге этой мне пришлось подпитываться купленной ранее «Попса-колой», а то иначе бы и мне «не покатило», т.к. еды на КП оказалось недостаточно.
КП-8 и КП-8d «Гирвас», 682 км. У вулкана судья отметил карточку и таинственным голосом поведал, что мы находимся у подножия древнего вулкана. Но тут же, уже другим, «пресным» тоном сказал, что в общем-то ничего интересного там нет и можно ехать к ДК. Что я и сделал, ибо бродить уставшим по вулкану в контактных ботинках желания не было, к тому же от вулкана там уже «один пшик», наверное, остался. Ещё были шлюзы и речка – весьма красиво.
На КП-8 в ДК встретили как родного, напоили, накормили, хотели даже уложить спать, но я не дался и пошёл укладываться сам. Встретил там грустного Павла Васильева, уже почти сошедшего с дистанции (на этот КП его привезли на машине). Заднему колесу совсем поплохело, механик оказался бессилен /сделаю сразу ремарку – механика вообще все ругали/. Перед моим отправлением с КП Павел поделился парой фрутиладок – спасибо большое, оказались весьма кстати.
Около 10 вечера отъехал с КП. Через пару километров после Гирваса навстречу попался голландец на лигераде. Перебросились с ним парой слов, он уточнял, сколько километров до Мелиоративного. Вообще, меня несколько удивило, что он попался навстречу. Решил заночевать в лесу и поехал отметиться на КП? Странно.
Весьма разбитая дорога шла через густой лес, который начинался почти сразу от обочины. Через некоторое время слева я услышал сильный шум и треск, но источник этого шума не нашёл. Подумал, что вода в каком-нибудь ручье в лесу шумит. Немного погодя справа снова послышался шум и треск, как будто гигантский слонопотам продирался через чащу. На шум ручья уже совсем не было похоже. Тут справа между деревьев показался просвет и… В просвете показалось два силуэта медведей, шедших параллельно дороге метрах в 10-12. Признаюсь честно, я испугался, т.к. если что – то удрать от медведей малореально. Но шум вскоре стал удаляться и наконец остался где-то позади.
Дорога была местами то лучше, то хуже, но в целом состояние её было плачевным. Ехать было очень трудно. Стало прохладно, пришлось надеть куртку. А ещё немного погодя стало рубить в сон. Уже под конец этой дороги, километров за 10 до выезда на трассу «Кола», меня бодро обошёл Павел Андреев. Перед развязкой с «Колой» сверился с треком, обнаружил, что оную трассу надо будет пересечь аж три раза. После выезда на ровную дорогу покатило лучше, да и близость КП прибавила энтузиазма. На последней развязке через дорогу бодро прогалопировала лисица. Ну вот и спуск в Мелиоративный: внизу густой туман, на расстоянии 10 метров уже почти ничего не видно. Чуть ли не на ощупь преодолев полосу тумана, въезжаю в Мелиоративный. Снова сверившись с треком, нахожу нужные повороты, и вот мелом на асфальте написано «КП 9. Ура!». На КП снова встречают, поят-кормят, показывают, где можно поспать. Обед был весьма неплохой, первое-второе-блины-компот. Зайдя в «сон-зал», нахожу свободный мат, ставлю будильник и сразу отрубаюсь.
Через пару часов подъём, завтрак и снова в дорогу. В этот день хочу проехать по максимуму, чтобы потом не торопиться. Половина дороги до следующего КП снова идёт по трассе Р 21 «Кола». На этот раз эта трасса уже не кажется такой монотонной, хоть справа и слева по-прежнему лес. Появились хоть и совсем махонькие, но горочки, да и сам лес стал весьма живописен. При подъезде к середине перегона, населённому пункту с названием «Пряжа», захотелось есть. В Пряже были кафе, но что-то я останавливаться там не стал, подумав, что на КП накормят. Зря… В Крошнозере снова поманило к себе кафе, но я снова сказал себе: «Нет!» и пропустил его. Наконец поворот на Ведлозеро, вдрызг разбитая дорога до Кинермы, поиск КП… Какие-то юмористы развернули указатель в противоположную сторону, хорошо хоть, что КП уже было видно.
На этом КП встретили как-то более скромно, да и обед был так себе. Чувство голода исчезло, но стало ясно, что до следующего КП придётся ехать, «затянув пояса». Спросил насос, подкачать малость подспустившее переднее колесо. Накачали. Поехал в обратный путь до Ведлозера. Отъехав километра 3 от КП, услышал какие-то чавкающие звуки спереди. Стал останавливаться. И в момент полной остановки раздался оглушительный взрыв. Я даже подумал, что у меня уши лопнули. Спешиваюсь, осматриваю переднее колесо. Сначала показалось, что лопнул обод вместе с покрышкой. Сняв покрышку, стало ясно, что обод и покрышка целы, а вот камера распалась вдоль почти на две части. Или перекачали колесо на КП, или где подзажевало её… Хорошо, что в запасе была ещё пара камер. Пока менял камеру, навстречу, среди прочих велосипедистов, проехал и голландец на лигераде. Поинтересовался, всё ли «окей», и, получив удовлетворительный ответ, с хохотом поехал дальше. Весёлый, однако, дядя
Дальше сильно захотелось есть, и вдобавок стало сильно клонить в сон. В одном месте заметил насыпь остановочного пункта, решил попробовать спуститься под насыпь и попробовать там подремать. Но не вышло: насыпь оказалась весьма твёрдой, а за ней оказалась какая-то трясина. Так же было и дальше: твёрдая насыпь дороги и полужидкий грунт вне насыпи. В Колатсельге встретил кафе. Однако в кафе были только чай, кофе и выпечка. Так себе обед, в общем-то. Выпил чашечку крепкого кофе, после чего отоварился в соседнем магазине йогуртами и прочими перекусами. Так помаленьку-потихоньку добрался до КП-11 «Ууксуньйоки».
Сразу скажу, что КП было замечательным! (Особенно учитывая, что оно палаточное.) И сервис, и всё остальное на высоте. Даже туалет отдельно вынесен и огорожен. Однако сразу по прибытию я был «упячен» и мне оно таким не показалось. Мне объясняют, где находится умывальник, туалет, где можно пообедать и где отдохнуть. А я стою, киваю головой и ничего не понимаю. После объяснения пошёл куда-то в другую сторону искать, где можно умыться. Подхожу к крутому обрыву и тупо смотрю на него. Понимаю, что здесь спуститься нельзя. Меня окликают, что не туда пошёл, я же, чтобы не показаться дебилом, достаю фотоаппарат и начинаю фотографировать реку, которую почти не видно из-за деревьев. Слышу издали: «А, так ты фотограф», понимаю, что пронесло, и возвращаюсь обратно. С совершенно идиотским видом спрашиваю, где можно умыться. На меня немного странно посмотрели и показали в противоположную сторону, попутно повторив расположения и всех остальных локаций. Сходил, умылся, возвращаюсь. Понимаю, что снова всё позабыл. Но на этот раз уже сам обнаруживаю стол, сажусь за него. Накормили-напоили в целом для палаточного КП отлично (хотя сначала я был недоволен холодным рисом). Снова спрашиваю, где туалет, мне в 3 или 4 раз показывают. Собираюсь уезжать. Интересуются, точно ли я не хочу остаться отдохнуть, и передают «привет канарейкам», оставленный Алексеем Козловым, проехавшим здесь несколькими часами ранее.
Дальше, тем не менее, покатилось легче. Сонливость исчезла, голод тоже немного отступил. Бодро докатил до поворота на Питкяранту, где догнал велосипедиста из «Легиона». Какое-то время ехали с ним вместе, потом, после поворота, где началась плохая дорога, я ушёл вперёд. После въезда в Питкяранту, у ЖД-переезда, навстречу вырулил Лёха Козлов. Вид у него был очень возбуждённый и сердитый. Остановились, и он стал мне эмоционально объяснять, что в легенде написана хрень, что он исколесил полгорода в поисках школы, и что школу эту следует искать совсем не так и в другом месте. Я думаю, попадись ему сейчас организатор навстречу, он бы его порвал не раздумывая У меня же был трек, поэтому найти школу труда не составило. Т.к. сильно хотелось есть, в школу решил заехать ещё по пути «туда» (т.е. к КП-12), пообедать там и потом уже спокойно поехать отмечаться. Зайдя в школу, сразу спросил, где у них тут едальня. Но тётенька-волонтёр с меня стала требовать карточку. Я сказал, что не был ещё на КП-12, и встретился со взглядом, полным недоумения. «Как так вы пропустили КП-12?!» - был вопрос. Я как мог объяснил, что не пропустил его, а ещё не был там. Но тётенька упорно этого не понимала и всё грозила мне штрафом и прочими карами. Лишь с помощью ещё одного волонтёра удалось её убедить, что на КП-13 можно заезжать не только на пути «обратно», но и на пути «туда». Видимо, все, кто ехал до меня, проезжали школу транзитом по пути «туда». Бесплатный обед выдавался только один раз с предварительным выписыванием талона, поэтому потратил на обед 150р., отдохнул минут 5 и поехал штурмовать дорогу на Олонец.
Дорога (30 км) проехалась махом. На развороте дежурил одинокий волонтёр, по которому было видно, что он уже устал (а ведь проехало только около ¼ участников!). Немного поговорили с ним, пожелали друг другу удачи, и я отправился в обратный путь, на этот раз с целью не только пообедать и отметится на КП-13, но и отдохнуть. Навстречу снова попался голландец, сделали фото друг друга на ходу (впрочем, у меня фото не получилось), он же помахал зеркалкой (или что там у него было, но точно не мыльницей) и с хохотом проехал мимо. Дальше, примерно на полпути к Питкяранте, слева была свалка с соответствующим «ароматом», которая стала дополнительным стимулом побыстрее доехать до КП («аромат», впрочем, преследовал аж до самой Питкяранты). (Удивило, что свалка находится на самом берегу озера, а значит, всё стекает прямо в воду. Куда смотрят природоохранные организации?) На КП отметка, лёгкий ужин и сон. Талон решил оставить на завтрак. Т.к. на завтрак много есть не хотелось, то поделился им с «легионовцем», о котором ранее писал и имя которого позабыл.
Позавтракав, отправился в путь. Доехал той же дорогой до трассы, свернул на неё и на всякий случай сверился с треком, потому что описание было неоднозначно. Сначала ехать было лениво, потом дело пошло бодрее. Начался небольшой рельеф. При подъезде к Ляскеле снова захотелось есть. Однако кафе там были закрыты. Пришлось сожрать последний «Сникерс» и голодным ехать дальше. В Ляскеле есть интересная и красивая плотина, остановился на краю дороги и некоторое время созерцал её. После Ляскели дорога стала становиться всё более влажной. Слева показалась вода – какой-то из заливов Ладожского озера. По небу стали ходить хорошие (или нехорошие – кому как) тучки. Где-то в районе Хелюли стал идти дождь, хотел было остановиться и надеть куртку, однако облако прошло чуть стороной. Всё ждал, когда же будет Сортавала. Остановился у поворота, стал смотреть трек. Странно, согласно треку, я должен уже был быть в Сортавале. Трогаюсь с места, проезжаю поворот – и вот стела «Сортавала». Дорога была очень сырой и грязной, поэтому ехал медленно, осматривая город и немного фотографируя. Догнал легионец, снова немного проехали вместе. После Сортавалы рельеф стал более заметен. Слева и справа вновь начался густой лес. Наконец столбик «223 км», поворот налево, песок, трава… И вот оно, КП-14!
Но радость была преждевременной. На КП был плакат примерно следующего содержания: «Еды нет, но вы держитесь. Всего вам хорошего, доброго». И еды действительно не было. Несколько бутербродов, сок, чай. Так, лёгкий перекус. Перекусив и немного полюбовавшись заливом, пришлось отчаливать и штурмовать заключительный перегон.
Дорога по-прежнему была слаборельефистой, небольшие торчки проходились без особого напряга. Всё ждал, когда же будут обещанные горки, но так и не дождался – их не было. Конечно, нельзя сказать, что это была равнина, но ожидал чего-то большего. Доехав до Лахденпохьи, решил поискать там кафе. Нашёл аж целых два, но оба не работали – одно вообще, другое открывалось в 12. Пришлось вновь нырять в магазин и тариться йогуртами с булками. Перекусив в парке, поехал дальше, и вскоре встретил магазины прямо около трассы, где уже закупалось несколько весёлых велосипедистов. Некоторое время опять ехали с легионовцем, потом я увязался за двумя другими участниками. Одного обогнал, другой ушёл. Дорога вскоре стала прямее, горки менее крутыми. Стало попадаться много других участников, кто-то обгонял меня, кого-то обгонял я. И вот наконец впереди вывеска «Ленинградская область»… Асфальт чётко под вывеской внезапно закончился. Там стоял ещё один велосипедист, вместе с ним стали искать дорогу к финишу. Кое-как нашли (были лишь полустёртые стрелочки на земле, и велосипедные следы, расходившиеся во все направления). Радостная встреча, финиш. Итоговое время 77:25. На финише корм – маааленькая тарелочка борща, и всё. Отдыхать негде.
Потусовавшись некоторое время, с Алексеем Козловым принимаем решение ехать своим ходом в Кузнечное на электричку и дальше в Санкт-Петербург.
Обобщая всё, можно сказать:
С погодой сильно повезло – всю дорогу было солнечно и сухо, местами даже жарковато. Лишь в последний день к вечеру погода стала портиться – последние участники финишировали уже при дожде и сильном ветре.
Тяжелее всего дался перегон Гирвас – Мелиоративный. Может быть, из-за плохой дороги и неважного сна. Хотя по отзывам, другим участникам он тоже показался тяжёлым.
БэгДропами пользовался два раза – первый раз в Гирвасе, куда отправил свой рюкзак (на КП скинул туда всё ненужное), второй раз в Мелиоративном – пополнил запасы фрутиладками.
На сон суммарно потратил около 7,5 часов – спал в Песчаном (421 км), Гирвасе (682 км), Мелиоративном (765 км) и Питкяранте (1036 км) по чуть мнее чем 2 часа.
***
Мероприятие в целом понравилось. Маршрут очень красивый, несложный. Есть на что посмотреть. Организация в целом приемлемая.
Что не понравилось – так это местами плохие дороги, которые затмевают всё остальное. «Голодность» маршрута – на некоторых КП кормили так себе, а кафе и магазинов на большей части дорог нет как класса. Финиш – квест прямо какой-то. Ни указателей, ничего.
Позже может добавлю какие-нибудь фото.