По примеру Ильи тоже напишу подробнее о поездке.
В первый день я каталась одна, так как решила съездить домой. От Усть-Семы это как раз 55 км. И хотя мы с ребятами поехали в разные стороны, встречный ветер до самого Уожана меня так же как и их доканывал. До дома добралась за 2,5 часа, там провела 3 часа и в надежде на ветер в спину выехала к 17.00. Но ветер сменился либо просто на Алтае он дует во все стороны. Я могла держать скорость выше 27 км/ч только потому, что от Уожана до Усть-Семы идет сброс высоты с 550 м над у.м. до 350 за 55 км.
К 19.00 была на турбазе, где и узнала, что у Дениса поломка и он с нами теперь катает только на машине.
На второй день с утра было сыро из-за ночного дождя. На машинах мы забросились до Топучей. У подножия перевала было очень холодно и ветренно. К покатушке такая погода не располагала. Ребята оставили машину в деревне и потом на своих шоссейных туфлях выбирались из грязи, куда заехали. Когда мы тронулись в путь, то ветер понятно в какую сторону дул. Мой организм не был готов так сразу брать перевал, и пульсометр все 9 км подъема пищал, умоляя спешиться (пульс был около 156), но не спешилась, хотя и на 4 минуты позже поднялась, чем ребята. Когда я была на перевале, то мы сразу же покатили вниз. С этой стороны Семинского я никогда не спускалась, но радость такого спуска, затянувшегося на десятки километров, омрачало, что этот спуск к вечеру превратится в нудный подъем. На развилке на Ело я отпустила ребят, так как хотела есть, а гель бы уже не помог. На прием пищи ушло 12 минут, и я понимала, что теперь всю дорогу я буду ехать одна, так как разрыв будет только увеличиваться, еду я существеннее медленнее ребят, особенно в гору. До Чике-Тамана ехала без остановок, ветра не было и я довольно быстро добралась до перевала. На 2-м километре Чике-Тамана встретила спускающихся ребят. Здесь пульс был уже в комфортной зоне и не поднимался выше 145 (все оставшиеся дни в любой подъем мой пульс был как на расслабленной покатушке). Достигнув конца перевала, я не глядя по сторонам развернулась и сразу помчалась вниз. Около Хабаровки Денис мне сказал, что ребята будут обедать в Онгудае. Мои расстояния спутались и в Улите мне казалось, что до Онгудая еще очень далеко, а я уже чувствую усталость и желание чего-нибудь съесть. Съела гель, а через 200 м увидела какую-то закусочную. Были мысли остановиться и поесть здесь, но подумала, что ребята будут ждать в Онгудае. Смотрела-смотрела на эту кафешку да поехала дальше. Через 100 м меня догоняет на машине Денис и говорит, что там ребята меня звали, махали мне руками, а я не видела что ли? Но я вообще их не видела, и велосипеды тоже не видела, хотя они, оказывается на самом видном месте были. В общем понятно, голод не тетка, а я от голода даже ребят не увидела, хотя смотрела в их сторону.
После плотного обеда пришлось бороться с ужасно сильным ветром. Илья уехал вперед, а мы с Олегом и Сашей потихоньку, 15 км в час, приближали огромный подъем на Семинский. Подъем начинается на своротке на Ело. Туда мы медленно, но верно добрались. Олег и Илья поехали сразу штурмовать 30 км подъема, а мы с Сашей выпили кофе и съели булочки, которыми нас угостил Руднев. К тому времени ветер стих.
В свой первый сезон в прошлом году я поднималась на вершину 2 ч 4 минуты так же вечером, а в этот раз решила, что поднимусь за 1 ч 50 минут, но время все шло, и я понимала, что не успеваю. Вот я осталась одна в темноте. Из-за холода, усталости и высоты я почувствовала, что ко мне подбирается приступ: в легких чувствуется скованность, дышать тяжело. Но я понимала, что если сейчас начну задыхаться, то станет еще тяжелее подниматься, а ведь по времени здесь осталось около двух километров горы. Не так и много в сравнении с тем, что осталось за спиной. В 20.40 (спустя 2 ч 10 минут от кафешки на своротке) я увидела в полукилометре выше машину на аварийке и поняла, что это Денис меня ждет. Тут мне так стало жаль себя: что я здесь одна, что я от холода не чувствую ног, что я вот-вот и начну задыхаться, что мне еще нужно как-то по холоду спуститься. Когда я добралась до вершины, Денис одел на меня свою теплую джерси и куртку, прикрутил фару, завел машину и сказал, что будет ехать медленно сзади. Я начала спуск и сразу же почувствовала, как мои пальцы на руках замерзают. Через 2 км мы встретили Сашу. У него не было длинных перчаток, так что ему пришлось спешиться. Я тоже чувствовала, что мои длинные перчатки только по факту таковые, но не греют нисколько. У Дениса не оказалось ничего теплее, и я продолжила спуск, трясясь от холода. Денис говорит, что в машине за моим спуском было очень напряженно наблюдать, особенно, когда меня трясло от холода и велосипед от того раскачивался. Через 12 ужасных минут я спустилась. В Топучей Денис сразу же забрал у меня велосипед, посадил меня в машину, включив на всю мощность печку. Еще минут 20 я чуть ли не кричала от боли в отогревающихся пальцах, а трясло меня все 90 км до Усть-Семы, пока мы ехали в машине. На турбазе я узнала, что Илья спускался в коротких перчатках, а потом увидела в страве, что он еще и ЛР сделал, а я все-таки сделала ЛР того затяжного подъема - 1 час 48 минут.
На третий день решили покататься в расслабленном темпе, но я не захотела ехать в сторону Шебалино, так как изъездила эту дорогу в прошлом году, когда жила все лето на Алтае. Денис повез меня за Горно-Алтайск в сторону Урлу-Аспака. Время уже поджимало, и он решил добросить меня до самого Урлу-Аспака, а потом подождать, когда я спущусь. Сильный встречный ветер раскачивал машину по дороге до поселка. Я уже предвкушала высокую скорость при спуске из села да еще с таким с ветром, ведь он должен дуть в спину, если ехать от Урлу-Аспака. Но не тут-то было. Еще раз подчеркну: на Алтае ветер дует во все стороны, так что вместо ожидаемых 40 км в час были силой выжимаемые 28. Как и планировалось, Денис забрал меня, когда я спустилась из поселка. Стали думать, где бы еще покатать (здесь дороги так себе качества). Решено было забросить меня на Бирюзовую Катунь. Там Денис меня и оставил. Там я 30 км проползала против ветра, встречая велосипедистов, которые не такие уж и приветливые оказались, но вот один велосипедист уже в конце пути помахал мне рукой, но я уже решила, что здесь не принято здороваться и проехала мимо. Вдруг слышу сзади шум протектора. Поворачиваю голову и вижу, что это Илья Шишкин меня приветствовал и даже решил догнать, коли уж я так не здороваюсь. Доехали с ним до конца трассы и повернули обратно к мосту. По дороге Илья мне рассказал про местный 4-километровый перевал прямо напротив моста. Ну я, конечно же, решила, что мне теперь эти перевалы словно равнина и поехала туда. От градиентов в некоторых местах пришлось офигеть и даже вспотеть. 25 минут и я на вершине (для сравнения, Илья взобрался за 15 минут). Но гораздо страшнее спуск: узкая дорога, повороты в 90 градусов, редкие, но машины. Спустилась я за минут 10, в то время как Илья за 5. После перевала оставалось только 20 км до турбазы, правда, по очень нерадостному асфальту.
В четвертый день мы брали Бирюксинский перевал, который я так и не поняла. Вроде идет затяжной подъем, хотя видишь его только когда уже обратно летишь, потом после подъема спуск на километра 3, а затем небольшой, но крутой подъем и вот табличка "Бирюксинский перевал". Не поняла ничего короче с ним, что аж забыла с большой звезды скинуть и так поднималась последний километр, думая "ну ничего себе ноги забились". С перевала до Аи практически не крутили педалей. Помимо спуска, помогал (наконец-то!) ветер в спину. В поселке Катунь, где мы ранее встретили страуса, бегающего по дороге, знатно поели. Потом сделали пару участков, а Олег решил по полной оторваться последние километры и укатил так быстро, что за 15 км наш разрыв составил 3 минуты.
Олег уехал домой 9 мая, Саша и Илья наутро 10 мая. Мы с Денисом сначала хотели 11 мая поехать, но в итоге тоже 10 мая уже были дома, добираясь до него не по Р256 весь путь, а петляя через Чергу, Пролетарку, Алтайское, Россоши и Белокуриху. Мы даже успели погулять в Белокурихе, застрять на горе Церковка из-за неработающей от отключения электричества канатной дороге и покормить всех тамошних бурундуков.
1 день (Усть-Сема - Уожан - Усть-Сема) - https://www.strava.com/activities/973275673
2 день (Топучая - Чике-Таман - Топучая) - https://www.strava.com/activities/975347661
3 день (Урлу-Аспак - Кызыл-Озек и Бирюзовая Катунь) - https://www.strava.com/activities/976343583, https://www.strava.com/activities/976554436
4 день (Бирюзовая Катунь - Бирюксинский перевал - Бирюзовая Катунь) - https://www.strava.com/activities/977858362