ну и мои 3 копейки
Если коротко, то первую половину пути я думала: «какой комфортный бревет», а на второй половине изменила мнение на противоположное. Теперь подробнее. Мы изобразили команду из троих человек. Таможенник радостно слушал, как мы будем втроем ехать на велосипеде, а Юля будет за нас болеть «на берегу». Через airbnp сняли на четверых квартиру на окраине Лондона, километрах в 15 от старта. Колоритный район с общиной ортодоксальных евреев. Перед стартом в веломагазине стационарным насосом накачали колеса до нужного давления (бесплатно). (Надо сказать, что в магазине товары все знакомые по «чайнику», но заметно дороже). У команды есть преимущество – приоритетный выбор одного времени старта. Старт в 9:15. Это вторая группа после самых быстрых с лимитов в 100 часов. Для нас лимит – 117 часов. Удобное время, как я потом убедилась, на КП нет очередей, но нет и компании для совместной езды(.
Мои коллеги, как водится, со старта унеслись вдаль. Опять же, как водится, на КП я стала с ними пересекаться. На 3-м КП уговорила Игоря ехать вместе, но через 2-3 км вспомнила, что забыла на стоянке налобник, повернула обратно. Игорь быстро этим воспользовался , и больше я его не видела. После Мили Англия никак не представлялась горной страной, и на треках рельеф не казался особо выраженным. Первые 3-4 этапа, действительно, плоские, и мое время их прохождения соответствовало расчетному. Но потом начались горки, которые выбили меня из сил, скорость сильно упала.
У всех разная тактика прохождения длинных дистанций. Кто-то едет до тех пор, пока не начинает на ходу засыпать. Я же предпочитаю использовать для сна ночь, особенно первую половину, часа 2-3, и ехать дальше. Правда, в Моффате (это уже вторая ночь) меня не разбудили, и я проспала почти на 3 часа больше, окончательно выйдя из графика. Спальные места везде были превосходные. Изолированные, тихие (все участники разувались еще на входе). Надувные матрасы. В качестве пледов что-то вроде грубого шерстяного ватина, даже с запахом овечек. Надувастики спускали, отдельные места тела касались пола, но оставшийся воздух нежно обнимал, и можно было ложиться, не вынимая ничего из карманов. Очень удобно.
Ближе к Эдинбургу было 2 откровенных перевала. Не то, чтобы крутых или высоких, но очень тягомотных, затяжных. Хотя городок там стоял на склоне в 17 процентов (чуть ли не единственный указатель уклона на всем пути). А перед самим Эдинбургом асфальт был такой, какого нежные рандонеры на Чуйском тракте даже не видели. Асфальт был не зернистый, а щебнистый. В горку в такие дырочки и кочки велосипед вообще не хотел ехать.
Обратный путь оказался гораздо сложнее. Ожидаемый встречный ветер только усилился. Дождь тоже не заставил себя ждать. У меня было впечатление, что ветер дует не по поверхности земли, а немного сверху. В результате, как бы ни поворачивала дорога, ветер всегда был встречным, а полоса деревьев не защищала от него. К этому времени самые быстрые райдеры обогнали меня, медленные или такие же были позади. В результате ехала более 700 км против ветра в одиночку. Редкое колесо было очень непродолжительным, либо я не устраивала его, либо оно меня. Ветер местами был такой сильный, что сломанные веточки летели с деревьев, а шум стоял, что под деревьями было жутковато стоять. На одном из последних КП я увидела себя в зеркале и ужаснулась. На лбу и щеках были глубокие морщины, безо всякого грима прибавляющие лет двадцать, - результат гримасы, сопротивляющейся ветру.
На всех КП было замечательное питание, разнообразное, обильное, без ограничений. Правда, под конец уже ничего не хотелось. Кому интересно: супы протерты овощные (везде), макароны, рис, подливка овощно-бобовая, картошка вареная, фри, запеченная в кожуре. Из мяса – паста с цыпленком, поджаренный бекон, пирог с грибами и курицей. Другого мяса не видела. То, что принимала за мясо, оказывалось овощами-бобами. Один раз была жареная рыба (очень вкусно). Свежие овощи, фрукты, йогурты, геркулес (типичная «овсянка, сэр»), сливочное масло, растительный маргарин, пудинг (сладкая рисовая каша), консервированные фрукты (очень вкусно), огромное разнообразие выпечки, кексов, печенек, чай из самых простых пакетиков, кофе растворимый, кола за деньги (дешевле, чем в Италии:)).
Дороги очень «проселочные» в смысле третьестепенные. Асфальт разного качества. Обочина, разметка часто отсутствует. Как таковых нет вообще километровых столбиков. Поэтому езда по легенде – это вообще не вариант, только навигатор. Даже с навигатором легко сбиться, много нетривиальных развилок. Названия населенных пунктов очень часто изображены на больших придорожных камнях, не сразу поняла это. Поспать на обочине невозможно нигде. Чаще всего таковых нет, сразу у дороги – живая изгородь. Там, где есть пространство, очень сыро, практически стоит вода. Видела, как рандонер спал на асфальте, сворачивающем к чьему-то дому.
Из поразившего – автобус-шатл между Сент-Айвзом и Кэмбриджем, несущийся по двум бетонным «рельсам» (у Игоря есть его фотография). В целом поездка развенчала мифы, вернее мои представления об Англии. В первую очередь – погода. Я думала там холодно и сыро. Да, мокро, но тепло. Повсюду отлично себя чувствуют посаженные растения из тропиков. Что-то около 20 градусов днем и ночью – чего еще желать лучшего. Я думала, что Англия – дорогая страна. Не дороже средней европейской, учитывая бесплатные музеи, получится дешевле. Мне казалось, что англичане - чопорные, высокомерные, дистанцированные люди. Но, по крайней мере, в Лондоне такое разнообразие цветов кожи, наций и просто типажей, какого я нигде не видела. Когда я в не совсем адекватном состоянии после марафона ехала до квартиры, я дважды столкнулась с людьми и оба раза услышала испуганное и заботливое «sorry». А когда отправилась в аэропорт с коробкой велосипеда, я его катила, но, там, где нужно было поднять и перенести, мне тут же предлагали помочь. Вожу велосипед не первый раз, но такого внимания я еще нигде не встречала.
Несмотря на комфорт сопровождения и кажущуюся простоту, бревет требует приложения существенных усилий и дается нелегко. На финише Олег Волков знакомил меня с участником из Белоруссии, он сошел, но, возможно, это тот участник, интервью с которым перед стартом было выложено на сайте (его видела моя подруга). Возможно, это он говорил, что в такой временной лимит легко уложиться, даже едва болтая ногами. Поэтому не так все просто. На одном из КП человек с камерой пытался взять у меня интервью. Он спрашивал, что я чувствую, когда еду марафон. Я не смогла ему ответить, и надо сказать, что до сих пор не нашла ответа