Это вторая четырехсотка в моем послужном списке. Первая была на прошлогодней Стреле, когда мы в команде с Латынцевым, Захаровым, Студиловым и Селютиным ездили сквозь погодный ад в Камень-на-Оби. Из того опыта я сделал определенные выводы: гоняться за лосями чревато потерей сил; отдыхать на больших дистанциях надо по зову организма, а не по заранее утвержденному плану; если едешь далеко – делай это в комфорте (для этого я приобрел сумку-хвост, вместо заплечного рюкзака); ну, и как продолжение предыдущего пункта – надо брать с собой инструмент и экипировку исходя из принципа полной автономности (лучше прокатить в сумке вещь, которая не понадобилась, чем в ответственный момент кусать локти и сетовать что под рукой нет подходящего инструмента или одежды).
Одежду выбирал ожидая дневной жары, но на утро и ночь дополнительно взял наколенники, среднюю и тонкую термухи, легкий подшлемник, строительные перчатки поверх велосипедных и «микробахилы», прикрывающие носки велотуфель. Расширенный набор инструмента (монтажки, насос, две камеры, заплатки, шестигранники, выжимку цепи, смазку цепи, а так же небольшой запас винтов и запасной замок цепи). Из продуктов – 1.5 л изотоника + таблетки на такой же объем (не понадобились), десяток батончиков Баунти и жменьку мармеладных червяков. Зарядил компьютер, фонарик и пауэрбанк.
Перед заездом был полон оптимизма – чувствовал себя готовым и спокойным. Тем не менее, вечером начался предстартовый мандраж – проверка и перепроверка поклажи, смена вариантов стартовой одежды и прочая суета. В итоге ночью накануне старта удалось поспать менее пяти часов, и утром было отчетливое ощущение недосыпа.
На Сибфуд приехал за пять минут до стартового времени – обменял стартовый взнос на дорожную карточку; нашел среди многочичсленных участников Евгения Р, с которым планировали ехать вместе, как и на Масляхе; совместная фотография всех рандонеров перед отмашкой и – вперед!
Пока ехали «стартовый аппендикс», сформировался небольшой пелотон, с которым мы в бодром темпе проехали до Скалы. В Скале, вместе с Евгением решили отвалиться от группы – темп был чутка высоковат, да и мы изначально планировали ехать вдвоем, экономя силы и стараться не перегореть раньше времени. Задача была проехать дистанцию уложившись в лимит, при этом получить удовольствие от дороги, погоды и общения на велосипедные темы. Пока мы вдвоем перекусывали снэками у велопарковки местной Фасольки, к нам присоединились бердчане Максим и Михаил, чуть позже подъехал отставший от нашего пелотона Семен на своем сингл-спиде. Забегая вперед, скажу что такой порядок сохранялся до самого разворота – приезжаем мы с Евгением, через некоторое время Макс с Мишей, потом Семен, которго к Базою догнал опоздавший на старт Александр. Так мы и ехали тремя парами с равными интервалами. От Скалы поехали вдвоем – попутный ветер позволял не напрягаясь держать скорость 30+, а низкий трафик провоцировал ехать рядом и вести задушевные беседы. На остановке у деревни Черемшанка остановились чтобы переодеться – я снял подшлемник, бахилы и строительные перчатки, но оставил наколенники и баф на шее. От Черемшанки до Кандаурово дорога собрана из бетонных плит, сплошь покрытых разнокалиберными выбоинами, трещинами и ступеньками на стыках. Ехать группой очень сложно, стиль движения больше напоминает фрирайд, чем прямолинейный шоссейный заезд. Видимо, где то на этом участке я потерял заднюю фару, которая ехала у меня на сумке – хорошо что у меня есть вторая на шлеме.
Первый серьезный отдых с перекусом сделали в 11:50 в Базое. Пока сидели в кафе на въезде в поселок, я краем уха услышал обрывок диалога между кассиром кафе (К) и посетителем (П): «П: До скольки вы работаете? К: До восьми». К полудню начало становиться жарковато, и я снял остатки утеплений – легкую термуху, баф и наколенники. Из Базоя выехал со смешанными чувствами, с одной стороны – погода отличная, потери сил не ощущается, позади солидный кусок дистанции, с другой – получается что в Базой надо успеть вернуться раньше восьми, иначе кафе закроется и негде будет пополнить воду…
Дорога от Базоя в сторону Томска весьма неплохая – старый асфальт с неширокими трещинами и небольшими плавными колеями посередине полос. За обочинами кедровые перелески перемежаются полями. Не доезжая перекрестка рядом с Батурино увидели лису. Пятнистая, явно не успевшая окончательно полинять после зимы, она, услышав наше приближение, рванула от дорожной насыпи через поле.
После Чилино дорога снова испортилась – ямочный ремонт самого отвратительного качества превратил асфальт в минное поле. Кругом бугры и лежачие полицейские. Зато дорога идет сквозь сплошной лес, за обочиной небольшие болотца, а местами довольно крупные озера. В общем – красота! Кажется, после Еловки начинаются «качели» - постоянные перепады высот. Из-за того что дорога почти везде прямая, предстоящие подъемы кажутся более крутыми и длинными чем они есть на самом деле. Но, как бы то ни было, плохая дорога, тягуны и легкий ветерок, потихоньку начинающий поддувать с юго-востока сделали свое дело – стала накапливаться усталость. К тому же начало давать знать себя правое колено – мое слабое место, остро отреагировавшее на прохладный встречный ветерок. Появилась мысль что снять наколенники было не такой уж хорошей идеей, но делать долгую остановку чтоб копаться в сумке, а потом еще снимать туфли, не хотелось, тем более что до разворота оставалось уже меньше тридцати километров.
Примерно за 25 километров до Кожевниково видим на встречном курсе лидерный пелотон. Денис впереди, орудует ногами как ДВС поршнями! Любо-дорого смотреть! Поприветствовали ребят, покричали что-то ободряющее, они помахали в ответ, не разгибаясь от рулей.
Прибыв на разворот в 15:43, ощутил себя разбитым – мышцы подзабились на тягунах, колено откровенно побаливает, время, за которое представлялось проехать 70 км от Базоя необъяснимым образом удвоилось. Еще в голове занозой сидел вопрос: если не успеем в Базой до закрытия кафешки в 20:00 – где брать воду? Спокойствия не добавляла пожилая женщина цыганской наружности, молчаливо присевшая на ограду рядом с кафе и пристально наблюдавшая как мы роемся в велосипедных сумках, доставая деньги и прибирая компьютеры. Пока я ловил приступы паранойи, приехали бердчане – сразу стало немного веселее. В кафешке оказалось на удивление многолюдно. Есть сильно не хотелось – взял макароны с котлетой «на сейчас» и 0.5 воды и беляш, что бы положить в сумку, на случай если кафе в Базое будет закрыто к нашему приезду. Макс с Мишей сделали заказ и сели за наш стол. Поделился с ними опасениями на счет воды и еды в Базое. Ребята сильно удивились и начали заверять меня, что кафе там круглосуточное, это точно и заголодать и засохнуть на обратном пути нам не грозит! У меня словно камень с души упал! Я 70 километров себя накручивал, а оказалось – проблемы никакой и нет! Это было настоящее облегчение. Когда мы с Женей поели и уже собирались двигать в сторону дома, со стороны Томска появились Семен с Александром. Они пропустили сверток к кафе на въезде в деревню и проехали ее почти насквозь, пришлось возвращаться.
После второго привала ехать стало веселее, плюс легкий ветерок стал попутным, плюс колено в наколеннике постепенно согрелось, успокоилось и работало как часы, плюс ехать в сторону дома знакомой уже дорогой всегда легче. Купленную запасную воду не стал пихать в сумку, а отдал бердчанам – залить во фляги.
Недалеко от Еловки встретили множество небольших ошметков резины, разбросанной по всей ширине дороги на довольно большой дистанции. Впереди, на пригорке, мигала аварийкой фура. Поравнявшись с ней, увидели источник беспорядка – от одного из колес остался только диск, а покрышка, похоже, взорвалась и разлетелась по дороге. Проезжая мимо, немного порассуждали о том, опасно ли такое происшествие для велосипедиста, буде таковой окажется рядом в момент происшествия? Не придя ни к какому однозначному выводу, мы продолжили свой путь.
Чуть позже нас обогнал своеобразный «караван» - несколько легковушек, по виду, еще советского производства, каждая с прицепом, доверху забитым металлоломом. Немного не доезжая Чилино мы снова их встретили: машины стояли у обочины, двери открыты, из хрипящих динамиков раздается веселая музыка с восточным колоритом, вокруг, кто стоя, а кто и просто сидя на дорожном полотне, отдыхают нерусские водители и, видимо, их пассажиры. Когда мы проезжали мимо, некоторые из них приветственно махали нам руками и кричали что-то типа: «По кайфу, да!» Опасаясь испытать на себе восточное гостепреимство, мы помахали им в ответ и с улыбками продолжили свой путь.
К базойскому кафе мы приехали ровно без пяти восемь. Женя еще пошутил, мол – даже если мои опасения не беспочвенны, воды мы купить успеем, это точно. К счастью, не замеченная мною ранее, табличка на двери с надписью «круглосуточно» висит там не просто так. На ужин я заказал три манта и салат из сыра с чесноком. Правда, откусив разочек и ковырнув вилкой салат, обнаружил что не могу есть. То есть, я ощущал голод, на вкус еда была недурна, но есть я не мог, каждый кусочек вызывал рвотный позыв и легкий приступ сухого кашля. В итоге одним мантом поделился с Женей, полтора съел сам, а салат только поковырял. Пополнив запасы воды, мы поспешили вернуться на маршрут – очень хотелось проехать участок плохой дороги от Кандаурово до Вьюнов засветло.
Границу области мы пересекли в лучах предзакатного солнца. После Кандаурово начался участок разбитой бетонки. Дорога на нашей полосе была настолько плохая, что местами я ехал по щебенке на обочине, размышляя о том, как же тут пробирались ребята на 25 покрышках? И как будут ехать в темноте Макс, Миша, Семен и Саня? До Таловки добрались в начале сумерек без особых приключений. Здесь, на перекрестке, сделали остановку – мне надо было достать из сумки и подключить к фаре внешний аккумулятор.
Почти перед самыми Вьюнами, в поздних сумерках, мы увидели фигуру крупного животного, подошедшего к противоположной от нас обочине и остановившегося пропустить приближавшуюся по встречной полосе легковушку. Сперва я решил что это конь, но когда мы подъехали ближе, и машина осветила массивную фигуру, стало ясно что это лось! Огромный, без рогов, он степенно дождался пока проедет машина и поразительно резво сорвался в галоп через дорогу и напрямки через поле в лесополосу. Когда мы поравнялись с тем местом где лось перебежал дорогу, он уже скрылся из виду, только над свежевспаханным полем висел неширокий пыльный след. Проехав еще метров сто, за обочиной противоположной полосы дороги мы увидели еще несколько фигур удалявшихся животных.
На остановке рядом с Вьюнами сделали санпаузу и, так как после заката заметно похолодало, решили немного утеплиться. Дальше ехали в темноте при свете фонариков. Примерно на середине пути между Вьюнами и вышкой связи, нас обогнал один из встреченных ранее автомобилей с прицепом полным металлолома. На ходу из заднего окна старенького жигуля почти по пояс высунулся веселый нерусский и прокричал нам что-то неразборчивое, но, судя по тону – ободряющее.
К Скале подъехали в 23:30 почти без воды. Несмотря на ночную прохладу, жидкости после трех сотен километров стало уходить заметно больше. По моему плану, остановка должна была быть на заправке газпрома за Колыванью, где можно было кроме воды купить кофе, о котором я уже начал задумываться, и умыться в нормальном санузле. Но Евгений сказал что он совсем сухой и ехать колыванские горки в таком положении опрометчиво. На это я не нашел что возразить и мы подъехали к кафе «У Татьяны». Субботняя ночь в деревне, в местном злачном месте молодежь жаждет нехитрых радостей жизни – секс, алкоголь и старое доброе ультранасилие. Открывается дверь, в салун входит парень в забавном шлеме и обтягивающих лосинах… Мир на паузе, все затихают и смотрят на него. «Воды без газа, безнал» говорит странный незнакомец… В общем, нам по жопке, конечно не напинали, но расспрашивали о том кто мы, откуда, куда и «дай велик прокатиться» уже совсем в других интонациях. Пополнив запасы воды, мы поспешили ретироваться на повышенных скоростях.
Тем временем недосып предыдущих ночей, накопленная усталость и «дорожный гипноз» сделали свое грязное дело. После Колывани я начал отрубаться на ходу. Ноги крутили педали, но ощущались ватными. Отбитые ладони умоляли об отдыхе и манили отдохнуть на лежаке. Два раза у меня было четкое ощущение что я заснул – сознание медленно погружалось в патоку забвения, потом, на долю секунды я как будто видел сон и тут же в панике просыпался. Ехать в таком состоянии как минимум опасно. Мы несколько раз останавливались, я пытался прийти в себя, но все было бесполезно – ни разговор на ходу, ни пение песен не давали результата. Организм требовал сна – здесь и сейчас. Решили доковылять до ближайшей круглосуточной столовой и там сделать то, что планировалось на газпроме. От Скалы до Катковского ехали, в итоге, два часа. Своеобразный антирекорд. Умывшись и выпив чашку растворимого нескафе я будто бы воскрес! В итоге до финиша, не побоюсь этого слова – долетели за час. Правда, на любимой горке погас фонарик – зря я ехал так долго с максимальным светом. Спасибо Евгению – он ехал рядом и светил на двоих.
Финишировали на Сибфуде в 02:41.
Какие выводы сделал для себя.
Руль надо подрегулировать по высоте – ладони отбиты, на правой руке до сих пор немеют пальцы. Для фонарика нужен запасной аккумулятор. Для экстренных случаев надо возить с собой какой-нибудь «взбодрин», пока насоветовали кофеин в таблетках, надо попробовать. Сумка-хвост – супер тема, но нужно вживить в нее клапан для стравливания воздуха, иначе очень уж долго ее запаковывать.