Отчет Алексея Булычева ака Октябренок о Чуйском тракте – 2017
Решился, наконец-то, написать немножко про свой «Чуйский тракт». Не судите строго.
Вообще, в планах на год этого бревета не было:). Но, поддавшись ажиотажу, быстро зарегистрировался, оплатил и купил билеты. Потом несколько месяцев копил отгулы (с этим сейчас туго) — хватило.
Из Питера летели вместе с Ильёй Антошинцевым. На пересадке в Шереметьево садились в самолёт с резью в желудках — похоже, что именно аэрофлотовские сэндвичи с ветчиной и каким-то экзотическим соусом оказались нам не по нутру. Я рискнул поесть и стало полегче, а Илюха ещё пострадал немного… В Барнауле на автовокзал приехали на рейсовом пазике, кренделявшем по пригородным посёлкам почти час. У касс поприветствовали коллегу — Дениса Земцова. Три часа полудрёмы — и мы в Бийске. До Борового наняли такси на троих (немного «тетриса» при укладке великов). Регистрация, заселение, встречи, знакомства, сборка велосипедов — приятная волнующая предстартовая суета. Выехали прокатиться немножко — всё в норме. Пивка в магазине взяли:). Антураж базы и еда в столовке вернула в советское «лагерное» детство…
Утром перед стартом замечаю, что болтается проводок от фары — починенная после вистинского разбоя конструкция не выдержала 0.5км сельского расколбаса… Хорошо, хоть налобник есть (лагеря же палаточные:)) и запас батареек у Ильи. Сдаём бэг-дропы и оставляем багаж — респект организаторам!— всё чётко и удобно.
На предстартовой «линейке» рандоннёры кучкуются по клубам. Красиво позируют в форме «Гамбург», «Легион», «М8», новосибирцы и ростовчане. «Балтийская звезда» иллюстрирует собой торжество демократии …
Выезжаем через калитку, неспешно раскручиваюсь, обгоняю нескольких участников, образуем группу с троицей курян, едем 30-32 — нормально… Позже нас догоняет пачка, состоящая, в-основном, из новосибирцев — поехали чуть быстрее. На каком-то участке повела Соня, натягивая в горку на 37 («Ой!» – подумалось мне:)). Перед Маймой нас накрыли команды Гамбурга и Ухты с хвостом из таких же шустриков-одиночек. Группа раздёргалась моментально. До КП1 доезжал уже один. 136 км за 4.24. – довольно быстро. Бутер, печеньки, водичка… По инерции ещё часок ехалось нормально, но начало припекать. Вот наши финские друзья сидят у магазинчика — отпаиваются Кока-колой… Догоняю «бывалого» Дмитрия Юдина, утверждающего, что главное — доехать до Кош-Агача, укладываясь в лимит, а потом останется ерунда:), и что самый выматывающий кусок пути — вдоль Чуи к Кураю. Я, между тем начинаю терять скорость… С трудом держусь за Дмитрием на 22-25, начинают гореть большие пальцы ног. Остановился, смазал кремом — вроде лучше. До источника с кафешкой еле дотащился. Посидел, остыл немного — поехал.
К Шебалино стало совсем хреново. Остановился на заправке в теньке, сбегал в туалет, блеванул (извините за подробности) — посидел на ступеньках минут двадцать… В магазине взял «Тан» – выпил одним глотком — вроде нормально. Тут и Сергей Шулубин подъехал. Участок липко-каменистой ремонтируемой дороги проблем не доставил, обогнал на нём полдюжины товарищей. На шикарном КП2 поел супчика с мясом («Ещё утром коровка бегала!») и пошёл поваляться на часик с надеждой прийти в норму. 84 км между КП ехал почти 5 часов …
Вместе с подъехавшим Ильёй стартуем в Семинский перевал. Не едется — больше пешком иду, ещё и дождь начался. Тормознул в кафе перед вершиной — приоделся, выпил чаю с шоколадкой. На спуске несло — ух! Уже в темноте, по мокрому асфальту обогнал нескольких обогнавших меня в гору. Так и пролетел до следующего КП3 Урсул. Тут решил поспать, возможно напрасно. Лагерь организован не очень хорошо, мест мало, палатки вплотную к кухне, все радостные вопли волонтёров и марафонцев транслируются прямо в мозг:). Влез в палатку к финнам: суровые парни улеглись поперёк так, что и ноги не разогнуть — лежат, скрючившись «буквой зю» и я, соответственно – «зю-зю»:). Промучался до трёх ночи. Финны вылезли и я за ними. Тут Илья уже проснувшийся готовится стартовать. Приехавшие Валера Расков с Володей Копёнкиным решительно настроены сойти. Пытался убедить их поспать, а потом решать — без толку…
Тут Илья уже проснувшийся готовится стартовать. Ну и поехали в Чике-Таман. Немного поспешили, перевалив до рассвета:). На спуске нагнал Игоря Завьялова, помогавшего чинить порванную цепь. Илья отстал (пробился на спуске). С Игорем так более-менее вместе и ехали до обратного КП Чуя. Тоже успокаивал меня, вспоминая прошлый ЧТ, где он в Кош-Агаче отставал на 2 часа от лимита.
Дорожка вдоль рек действительно нескучная, извилистая и с горками. Асфальт, конечно, грубоват, мягко говоря. На КП4 «Чуя» хорошо поел. Тут же и бэг-дроп, но переодеваться не стал, поскольку помыться негде. Вода в реке такая мутная, что можно было себе навредить больше…
Везде, где можно, у реки организованы стоянки, часто с домиками под сдачу. В деревнях у дороги также вывески о сдаче домов с баней и т. п. Вполне можно ездить налегке. Чувствуется уже Горный Алтай в полной мере: основное население уже алтайцы, в деревнях на одном участке стоят обычный дом и традиционный, типа юрты. По дорогам бродят совершенно невозмутимые коровы, козы. Пасутся лошади, видели верблюда и стадо яков. По обочинам шныряют имуранки, а в небе парят орлы. Красиво…
Но вот опять начинает жарить Солнце и становится тяжко. До Акташа еле дополз. В первой же столовке — пит-стоп: плов с лимонадом и минералка в бачки. До Курая доехали чуть бодрее — временами стал помогать ветер. На КП укрепляют палатки, а уже возвращающийся участник жалуется на сильный встречный ветер — какой-то локальный ураганчик прошёл. Советуют ехать вверх, пока ветер не стих — поможет. Едем! На спуске к посёлку ставлю рекорд скорости — 85.3! На выходе — плавный поворот, на котором начинается «шимми». Был бы я чуть впечатлительнее — улетел бы в кювет нафиг, а так аккуратно притормозил — и всё пришло в норму…
Курайская степь в кольце гор — сурова и красива. Дорога идёт плавно вверх сначала через степь, а потом вдоль реки, поднимаясь на пустынное плато, где нас ждёт Кош-Агач. Приехали с полуторочасовым запасом. Поел, повалялся в спортзале четверть часа — пора в путь. Обратно вниз едется легко. Наконец-то вижу звёздное небо. Полная Луна светит так ярко, что пугаюсь собственной тени на дороге — кажется, что сзади приближается машина. Фонарь даже не включаю, за что получаю выговор от чинившихся перед Кураем товарищей — пришлось исправиться:). Приехал, а тут Илья сидит — сошёл… Выручил меня, одолжив фляжку взамен забытой в Кош-Агаше пэбэпэшной (жалко!). На КП завалился на полтора часа спать в новую палатку на свежераспечатанном надувастике в новёхонький спальник (раскрылась тайна штабеля под плёнкой — организаторы закупили новую снарягу для лагеря!). Отдохнул неплохо. Встал, а уже готовый к выезду Игорь меня отчитывает: «Алексей, ты слишком много спишь!»:). В столовку уже и Кампи выполз…
Поехали дальше. Красиво! Луна серебрит снежные шапки гор, дорога пуста, воздух свеж, даже слишком местами (из расселин горного склона стекают ручьи — оттуда морозит как из холодильника).
От КП8 Чуя отъезжаем вместе с Игорем, но как-то он быстро отстал… К Чике-Таману еду один, периодически пересекаясь с разными соучастниками. Дважды остановился заправиться минералкой и мороженым. На перевал опять больше зашёл, чем заехал, но хоть не в одиночестве — поболтали с Евгением Ильиным. На вершине — базар и куча машин. Сделал паузу на фотографирование и небольшой отдых. Быстренько спустился вниз на КП. Тут народ балдеет в тенёчке у реки. Водитель «легионовского» кемпера купает радостно визжащую дочурку в протоке. Спрашивает, не видел ли я девушку-легионерку. (А она как раз подъехала на КП Чуя, когда я оттуда уезжал.) «Это наша мама» – с какой-то тихой гордостью сказал он мне. «Должна доехать» – подумал я:). (Так и вышло — из женщин она единственная финишировала!)
После омовения в прохладной воде завалился на коврик с миской макарон. Осилил только половину и поехал на Семинский в самую жару. Видимо, это было ошибкой…
В Онгудае тормознул на АЗС заправиться минералкой и потом ещё через километров 17 в деревне слопал мороженку. Наверное, стоило поесть основательнее, потому что дальше начались мучения. Тащился по плавному подъёму против ветра еле-еле выкручивая 16-18км/ч. Когда начался собственно подъём на перевал, сил крутить уже не было. Постоянно был иссушен рот и губы (Мезин упоминал о таком эффекте), а остановиться на отдых хорошего места не было. Догулялся до того, что кровь из носа пошла — тут уж пришлось завалиться у дорожного знака. Посидел, съел шоколадку, попробовал ехать дальше — опять потекло из носа. Заткнул пробоину салфеткой, подождал, потащился дальше. Ноги вообще работать отказывались — меня обогнало человек пятнадцать… Наверху уже холодно, тормознул в том же «Золотом кедре», съел тарелку шурпы, круто посоленный хлеб запил пивом, приоделся и полетел вниз. На выполаживании еле хватало силёнок чуть подкрутить. Хорошо, что ехать недалеко — на КП закинул в себя оладьев с мёдом под чай и упал спать на 1.5 часа. Встал, хорошенько поел. Женщины-волонтёршы заботились как о родном — низкий им поклон!
Отправляемся в ночь вместе с традиционно зависшем на КП Павлом Лыгиным. Такая компания — то, что нужно для ночного прогона!:) Едем бодро, болтая чуть ли не обо всём. Температура воздуха вполне комфортная, дорога хорошая, только за мостом асфальт срезан под ремонт. На Катуни народ неспешно кушает, некоторые дремлют сидя за столиками. Супчик, кашка, кофеёк (единственный раз на маршруте) с печеньками. До курортного посёлка Ая едем на пару с Дмитрием Трифоновым — коряжминским самородком:). Дима является замечательным примером для нытиков, которым всё мешает тренироваться или хотя бы просто кататься. Захотел — собрал себе нестандартный велик из того, что было доступно и гоняет в одиночестве по полтыщи км за раз. До Аи идёт идеальная дорога, совершенно пустая перед рассветом. На развилке Дима пошёл перекусить, а я поехал дальше.
Дорожка через Бирюксинский перевал к Алтайскому совершенно замечательна своим качеством — по-моему там и метра ровного не было!:) Попа за эти сорок километров пострадала больше, чем за всю дистанцию до. Скрашивали дорогу замечательные виды зелёных холмы и запах трав. На спуске чуть не попал в ДТП: бредущая по правой обочине лошадь под всадником-алтайцем при моём приближении вдруг рванула наперерез — хорошо, что я успел начать тормозить да кавалерист резко направил скотинку обратно.
В Алтайском наконец-то цивильный КП: горячий душ и постель. Ушёл спать на полтора часа, но проснулся через час вполне отдохнувшим и двинулся дальше.
Серпантинчик к Белокурихе-2 какой-то странный: витки в одну сторону ехались на 2-3 передачи быстрее, чем в другую. Несколько всё же прошёл пешком. Особенно приятно было приветствовать спускавшихся навстречу — мы финишируем! На вершине получил неожиданное впечатление, глотнув нагретой на солнце чуть ли не до кипения «пепси»:).
Дальше к финишу всё просто — больше под горку. В Смоленском тормознул глотнуть «Тана» с печеньками. Надо сказать, что с погодой в последний день повезло — было облачно и жара не мучала, я ехал даже без рукавов и банданы. Финишный участок дороги был скучен и неприятен грубым покрытием и траффиком, но это, видимо, неизбежно.
На базе тусовка встречает финишёров аплодисментами. Илья сбегал за пивком — отметили удачный исход хотя бы для меня:). Небольшой послефинишный банкетик, награждение.
Утром в 10 вместе с Ильёйсели на маршрутку до Бийска (цена проезда — 17.50!:)), сразу на большой автобус в Барнаул. По дороге нас знатно поливает, в Барнауле тоже сыро. Наняли такси до снятой квартиры и с этим же таксистом договорились о доставке нас утром в аэропорт. Сходили занедёшево поели мяса с пивом пока на улице лил ливень, да ещё догонялись плюшками дома под «Тур де Франс» – вроде на бревете кормили хорошо, а всё равно есть хотелось постоянно ещё неделю после финиша. В аэропорту с ужасом наблюдал подвоз багажа к самолёту: всё свалено в кузов грузовика, причём из трёх велосипедов на рейсе отдельно наверху лежал только один… Но мой прилетел целым!:)
Подвожу итоги.
1). Отличный непростой и живописный маршрут и замечательная организация. Волонтёры старались вовсю — сердечная им благодарность! Некоторые недоработки по организации палаточного лагеря на Урсуле выделяют его «в минус» именно на фоне общего очень высокого уровня. Ещё не хватало возможности нормально помыться.
2). Техника и снаряжение.
Ехал на «фитнесс-шоссейнике», предпочтя его карбоновому из-за возможности поставить более широкую резину и дисковых тормозов. Колёсики тяжеловаты для гор, но зато давали большую уверенность на спусках и нехороших участках дороги. Спереди стояла покрышка Виттория Рандоннёр 28ммм (спасибо Олегу Волкову и Валерию Раскову за рекомендации!), а сзади — Continental GP4000sII 28мм. Ни разу даже не подкачивал. Уже второй большой бревет со значительной долей грубого асфальта и мелких камней на дороге в таком сетапе пройден без каких-либо проблем.
На второй половине начались скрипы. В Алтайском подтянул расслабившуюся рулевую, но стало только хуже:). Оказалось, что разболтался левый шатун да и каретка сама уже трещит — надо менять.
Из того, что брал с собой не понадобился ремкомплект, три камеры, покрышка, навигатор и аккумуляторы к нему (сдал в бэгдроп на 711-м км), комплект термобелья (брал от жуткого холода и как пижаму:)) и аптечка. Две пары носок, наколенники, рукава, две коротких джерси, длинную, жилетку, бандану и тонкие длинные перчатки использовал как нужно. Перчатки без пальцев снял в середине первого дня — немели левые пальцы. Кремом от солнца мазался — удалось не сгоренть, маленькую баночку крема для попы использовал не до конца, полтубы изотонических таблеток и полдюжины «Панангина» выпил. По пути закидывал в себя мармеладки и пастилу, съел пару батончиков и несколько «сникерсообразных» конфет. В магазинах ничего «с собой» не покупал, ел на месте. Комплекта батареек для налобника хватило.
3). Про себя.
Большие, мягко говоря, проблемы испытывал в жару. Возможно, не хватало нескольких дней акклиматизации. Но, вообще, это очень плохо…
Плохо ехал вверх, хотя передачи 34-32 должно было хватать почти везде. Казалось после Тики-тура, что прогресс в «горновосхождении» есть, но тут был слаб, увы…
Зато уверенно ехал вниз, нагоняя многих коллег:).
Главное, что радовало — это скорость восстановления. Час-два отдыха после еды хватало, чтобы восстановить силы, казалось бы, с нуля до уровня, достаточного для прохождения нескольких этапов. В сон на дороге не рубило, у меня такие проблемы возникают редко, слава Богу.
Для спасения пятой точки использовал такой крем: https://www.bike-components.de/en/Xenofit/Second-Skin.. - дёшево и эффективно!
Сейчас, через две недели после финиша всё ещё не до конца отошёл мизинец и край ладони на левой руке (результат напряжённой езды по финишному виброучастку).
Фотографий немного: https://photos.app.goo.gl/LOyPCzSaGkoYenwF3
Ещё раз благодарю организаторов, волонтёров и участников! Тем, кто хотел, но не смог – рекомендую! Но: надо готовиться!:)
Recent Comments