Отчет о ЧТ2017 Георгия Солодовникова
После незабываемого ПБП 2015 было принято решение проехать все внутри российские бреветы: в 2016-м был великолепный ВОЛ, и вот пришел черед Чуйки…
Чуйский тракт – живописнейшая дорога, пролегающая по равнинной части Алтайского края, и горной части республики Алтай вдоль рек Катунь и Чуя. ЧТ – это часть федеральной трассы М-52 Новосибирск-Ташанта, начинающийся в Бийске и до самой Монголии…
То, что маршрут будет непростым было ясно из профиля высот – 13000 м набора высоты (11000 по факту по Гармину). Остальные горные факторы – ветра, осадки, перепады температур должны были стать «приятными» элементами неожиданности.
Исходя из собственного опыта прохождения бреветов определил для себя примерное время финиша – 12:00 10.07 и исходя из этого взял обратный билет на утро 11-го. Все, обратного хода нет, хочешь – не хочешь, а финишировать надо в определенный временной интервал, иначе самолет махнет крылом и …
В Новосибирск прилетел 3-го – командировка , в четверг вечером закончил дела, прыгнул в автобус Новосибирск – Бийск и в час ночи 7-го был у ворот ДООЦ Алтай. Таксист долго наматывал круги в поисках базы, пока, наконец не вспомнил, что это есть бывший какой-то там техникум.
Народ тихо спал, стараясь по максимуму отдохнуть перед стартом. Поселился, распаковался, улегся на скрипучую кровать, безуспешно пытаясь уснуть. Да и как тут уснешь, когда в мозгу крутится уже сегодняшний старт и при этом вокруг все скрипит и храпит. Так до сих пор и не понял, спал я или нет.
В 6:30 прозвенели все мои будильники – нужно вставать, собирать вел, коробку с которым я еще не открывал после перелета. Все, вроде, в порядке за исключением легкой восьмерочки на переднем колесе. Окончательная подгонка снаряжения, получение маршрутных доков и можно выдвигаться к стартовой линии. Легкий завтрак за 120 руб в столовке вернул меня в далекое детское лагерное прошлое: молочная рисовая каша, хлеб с маслом, печенько, сильноразбавленный кофейный напиток в граненном стакане… Хорошо, что у меня с собой было, и бюджет недополученных калорий был пополнен парой пирожков с йогуртом . Тут, за завтраком мы, наконец-то встретились с Лехой и Андреем, и огромным сюрпризом мероприятия – Анной, которая, как оказалось, зарегилась на марафон раньше всех нас!
После короткой процедурной линейки с последними замечаниями и напутствием оргов, все 119 участников потянулись к стартовой линии, в виде здоровенной очереди.
Народу было много, человек двадцать я уже знал по ВОЛу. Самыми многочисленными, как мне показалось, были Новосибирцы, Балтийцы, Легион (Коми), а самыми организованными в плане командного движения – Легион и Гамбург. Мы же с первых минут после старта пошли каждый своим темпом: Леха рванул догонять лидеров, Андриано застрял на старте с селфи, я же бодро вкручивал в поисках комфортной группы. Предательский «пшик» сзади после первых двадцати км почему-то меня не удивил – на крайних двух марафонах было примерно аналогично. Пока менял камеру, последний скоростной поезд Андриано-Гамбург пролетел мимо!
Минут через десять я снова в седле, потихоньку добираю народ, но влиться в группу с хорошим темпом уже не реально – они все впереди.
Первое КП Катунь 137 км, 13:50, 7.07. Короткий отдых, сок, вода, бутерброды. Основные группы ушли еще минут двадцать назад. Ну что же, значит до следующего КП снова в одно лицо.
Пока еще равнинка, но монотонный едва заметный глазом постоянный подъемчик не дает расслабиться. Постоянно кого-то добираю, скорости разные, выстроить группу не выходит.
КП2 Сема, 220 км, 18:10, 7.07. Наконец-то встречаю Андриано с Нильсом. Парни давно уже тут и планируют отваливать. Поезд Андриано-Гамбург расформирован, Леха с Андреем покинули КП парой. Ну да ладно, сама тенденция радует, потихоньку добираю.
Отличный плотный обед, легкий отдых. Время поджимает – 18:30, а еще только 220 км, и впереди главное веселье – Семинский перевал. Совершенно ясно, что активной скоростной группы уже не будет, и дальше молотить в одно лицо, но оно возможно уже и к лучшему.
Семинский перевал, это конечно не Джилы-Су, градиенты до 10%, но после уже пройденных 220 км ощущается вполне сопоставимым – надо работать! Девятикилометровый подъем с набором 600 метров остается позади. На вершине (1700м) холодает, начинается хороший дождь.
Свой дождевик я благополучно забыл в гостинице Новосиба и, вспоминая совет Кочевника, на первом же КП выпросил 120-л мусорный мешок – отличная вещь! Жалко фото не сделал. Дырка для головы, две – для рук, сверху сигнальный жилет. Образовавшаяся юбка сзади заправляется между задницей и седлом, прикрывая памперс. Впереди – отлично прикрывает бедра. Вот в таком виде я и полетел вниз к КП Урсул.
КП Урсул 302 км, 22:20. КП находится аккурат между двух перевалов – Семинским и Чике-Таман. Все уже стандартно – отметка в книжке, плотный обед совмещенный с отдыхом и приятным общением, но ночевать еще рано, моя ночевка дальше, на КП4. Леха с Андриано мирно спят тут, я же еду дальше.
Вокруг давно уже темно, и только луна немного подсвечивает причудливые горные очертания. Езда в горах ночью вносит ощущение полной неопределенности – где там этот подъем начинается, где заканчивается, где вершина – ХЗ.
Долгожданный КП4 Чуя 385 км, 3:20, 8.07. Ура! Обедать, спать! Палатки со спальниками были заняты, пришлось лезть в мегапалатку-барак с ковриками из строительной пенки и пледами в качестве одеял. Пледы короткие, надо не менее двух штук. Быстро свил себе гнездышко, только приготовился торжественно уснуть, как кто-то начал потряхивать за плечо: «вставай, два часа уже прошло». Вылезать из под теплых одеял было не очень комфортно. Хооолодно. Обедо-завтрак из тех же блюд, и снова на тропу войны с самим собой.
Выехали вместе с Павлом Скрипниченко из Калининграда. Как оказалось, он человек местный и совсем недавно переехал в самый западный город России. Места эти он знал как свои пять пальцев, исколесил весь Алтай с новосибирским клубом автотуристов. Остальной маршрут мы так и катили вместе!
От КП Чуя начинается плавный набор высоты до самого Кош-Агача. Перепад 1000м, но градиенты небольшие. Перед п.Курай горы стали постепенно расступаться – мы въехали в Курайскую степь. Очень необычно и красиво – серо-желтая холмистая степь, окруженная горными массивами (1500-2000 нум), а справа возвышается заснеженный скальный массив Южно-Чуйского хребта!
КП5 Курай 478 км, 12:14, 8.07. Последний КП перед точкой разворота – Кош-Агачем! Внутреннее ощущение, что полдела уже почти сделано! Отдыхаем, опять обедаем, общаемся. На КП опять одни и те же лица – Болдырев, Шулубин, Кургеев… Кто-то еще только приехал, а кто-то уже уезжает. Так и пересекались на каждом КП с небольшим временным разрывом. Андриано и Леху совсем потерял из виду, информации о них на этом КП не было никакой…
Отдохнули, продолжаем разговор . Небольшая Курайская степь очень скоро закончилась, горы снова сомкнулись, чтобы расступиться вновь, как бы приглашая нас в степь Чуйскую – более высокую и обширную. Погода начинает быстро портиться, как будто кто-то перевел тумблер из положения «ясно» в положение «ураган»! За нашими спинами над горным массивом уже поливал дождь, поднялся шквалистый ветер, увлекая за собой облака пыли. Ураган шел за нами по пятам, как бы пытаясь догнать, а с другой стороны, попутный, мощнейший ветер помогал поддерживать высокий темп – скорость 60+ практически не вращая педали! Кош-Агач был совсем рядом, затянутый клубами пыли. Километров за 10 стали попадаться марафонцы, уже едущие навстречу. Правда ездой это назвать было нельзя –стоя на педалях, борясь со встречной стеной воздуха с трудом удавалось поддерживать скорость 7-10 км/ч! Кто-то шел пешком.
Дождик зацепил нас уже в городе, можно сказать, что повезло!
КП6 Кош-Агач. 548км, 15:39, 8.07. Хотя еще и не экватор, но уже точка разворота! И самое главное – обратно то вниз! Вниз до самого КП8 Чуя! Пока опять что-то ели, отдыхали, погода снова сотворила чудеса – от урагана не осталось и следа, снова светило солнце, ветер стих! Отдыхаем еще минут десять и по коням – мало ли что еще изменится.
И оно изменилось. Практически успели проскочить Чуйскую степь, как кто-то снова щелкнул тумблером в положение «мордодуй 10-15 м/с». Ветер ревет так, что не слышно ничего, вел не едет – скорость на спуске до 15 км/ч. До КП Курай еще километров 40, спешиваемся, отдыхаем, снова едем, в очередной подъемчик немного идем пешком! Несмотря на то, что рельеф преимущественно вниз, ха-ха-ха, до Курая добрались только в 20:11. Порядочно задолбались.
На этом участке, наконец-то, встретились с Андреем и Лехой. Андриано был, как обычно бодр, а вот Леха выглядел не очень – симптомы сильного отравления, слабость и пр. На предыдущем КП его снабдили какими-то таблетками, но пока без улучшений. Что ж, будем надеяться на лучшее.
КП7 Курай. 618 км, 20:11, 8.07. Начинают встречаться сошедшие. Народ начал вываливаться за лимит времени и катал уже просто в свое удовольствие. Время хоть уже и позднее, и встречный ветер изрядно опустошил ноги, но план на сегодня еще не выполнен, надо ехать на КП Чуя (711 км) под перевал Чике-Таман и ночевать там.
Чем ниже мы спускались, тем горы все больше и больше прикрывали от ветра, а может и ветер немного утих, но ехалось уже значительно комфортнее, до КП Чуя долетели достаточно быстро.
КП8 Чуя. 711 км, 1:27, 9.07. Подыскивая место для велосипеда обнаружил Анюткин Кольнаго! Аня сошла после третьего КП, не уложившись в лимит, и зависла тут. Пришлось потратить немало времени, чтобы отыскать ее среди укрывшихся с головой, спящих тел. Нашел.
Эта ночка была немного холоднее предыдущей. Волонтеры на КП толи подустали, толи еще чего, но еду никто не предлагал, стол был чист. Пришлось настойчиво просить, чтоб хоть чем-нибудь покормили. Из еды теплым был только супчик, второе нехотя сказали, что надо греть. Я все понимаю конечно, все мы люди, но на супчике далеко не уедешь! Ладно, думаю, супчик, чай и спать, остальное на завтрак.
Поспали как обычно два часа. «Ребята, чем можно позавтракать» – спрашиваю я, в ответ: «есть супчик, второе надо греть, а это не быстро», «так подогрейте» – уже более настойчиво требую я. Минут через пятнадцать приносят «второе» – более густой супчик с овощами. Мясо там, видимо, тоже было, но еще вчера. Черт с вами, ем что есть, добиваю двойной порцией печенек с кофе и уезжаем.
Отмечу, что все КП были отменными! Еда, сервис, порции, организация. И здесь, по дороге «туда» все было в порядке! Также хотелось бы отметить организацию сна: тоненьких пледов было явно недостаточно, они короткие, их надо минимум два на человека, а лучше спальники.
Павел, как местный краевед, предложил остановиться в месте впадения Чуи в Катунь. Красивейшее место, сюда заезжают все туристы, путешествующие по Алтаю.
Первый раз перевал Чике-Таман я проезжал ночью, сейчас же было утро, можно было почувствовать рельефчик не только через ноги, но и визуально. После семи сотен километров этот шестисотметровый торчек оказался не так прост, как раньше. На вершине перевала оказалась отличная смотровая и памятник строителям Чуйского тракта! Тут мы опять встретились с Алексеем Болдыревым. Фото на память и с ветерком вниз!
КП9 Урсул. 794 км, 10:05. 9.07. Наконец-то долгожданный отличный, полноценный обед, отдых! Впереди еще Семинский перевал, решаюсь на добавку .
Толи калории вошли нужные, толи привыкать стал к рельефу, но на перевал заехали как-то легко. А может я себя слишком запугал внутренне, а на самом деле оказалось все проще. Психология, однако! На верхушке перекусили чебуреком с чаем и вниз, на КП Сема. КП было организовано одноклубниками Павла по автотуризму, а они по нему очень соскучились и готовили царский прием….
Отпускаем тормозные ручки и только телом регулируем скорость. Как же классно летелось вниз…. Жаль, что все хорошее быстро заканчивается.
КП10 Сема. 876 км, 15:48, 9.07. Да, ребята, тут была растоплена походная баня! Я знал о ее наличии еще по дороге туда, а сейчас, после перевала попариться, помыться и переодеться в чистое было нереально круто! А если добавить к этому первоклассный ужин и кружку холодного пивка…Этот КП и эти лица теперь на всю жизнь в моей памяти!
КП11 Катунь. 959 км, 20:19, 9.07. Долго задерживаться тут не планировали, ночевка предполагалась на следующем КП, поэтому быстро восстановили запасы калорий, расспросили волонтеров об общей обстановке на маршруте и в дорогу.
Впереди нас ждали два торчка: Бирюксинский перевал и КП13 Белокуриха-2. Эта часть маршрута была добавлена впервые и мало кто из неместных представлял, что это такое.
Перейдя мост через Катунь мы оказались в сказочном месте, «Бирузовая Катунь» – это туристический комплекс, зона отдыха, протянувшаяся на 25-30 км вдоль реки с отличной пустынной дорогой к поселку Ая – великолепная природа, отличные виды – просто рай для велосипедистов! Но все фантастическое не может длиться долго. Сразу за поселком дорога повернула на Бирюксинский перевал. Это я сейчас знаю, что он «Бирюксинский», а тогда, в сумерках, точнее уже в темноте она просто повернула влево и превратилась в полотно жуткого качества. По внутренним ощущениям казалось, что дорога ведет на какую-то свалку или в промзону. Я не очень внимательно изучил профиль высот, в большей степени сосредоточившись на основных подъемах, и совсем не просмотрел эти два горбика на графике. Соответственно немного расслабился, полагая, что основные наборы уже позади. Мы ехали в темноте куда-то вверх, постоянно гадая вершина это, или еще нет. Наконец-то, преодолев еще пару подъемов с 10% градиентом началось долгожданное выполаживание и спуск. Холод был собачий, пришлось даже засунуть вторую пару перчаток в наколенники в качестве дополнительного утепления.
КП 12 Алтайское. 1030 км, 1:18, 10.07. КП расположено в спортивной гостинице на территории стадиона «Центральный». Тут был и душ, и нормальные кровати, но я ограничился только ужином и отправился спать, заказав подъем как обычно, через два часа.
Выехали вчетвером с Данилом Кинзикеевым и Иляхиным Николаем. На пустынной трассе встретили великолепный рассвет и повернули на Белокуриху в сторону небольшого горного массивчика. Мой кишечник начал давать сбои – ничего криминального, просто чаще приходилось задумываться о горшке. На подъезде к Белокурихе отпустили Данила и Николая, сделав санитарную остановку.
Последний подъем представлял собой отличного качества серпантинчик с набором метров пятьсот, и короткими градиентами до 10%. На вершине асфальт заканчивается, упираясь в живописную поляну с отличными видами, на которой собственно и расположен КП13.
КП13 Белокуриха-2. 1100 км, 7:58, 10.07. До финиша оставалось всего каких-то жалких сто км, причем со значительным сбросом высоты! Пообедав и немного отдохнув покатили вниз. Где-то на пол пути обошли Данила. Скорость немного подросла, может еще кого доберем!
Вот он Бийск, объездная, заветная заправка и левый поворот к базе, грунтовая тропинка и, наконец, открытая дверь спортзала, человек десять народу у входа – ВСЕ, ФИНИШ !
Финиш. Бийск 1200 км, 12:26, 10.07.
Куча эмоций, рукопожатий, поздравлений, обмен впечатлениями. Это, безусловно, мой самый жесткий супербревет с точки зрения рельефа.
Не по-человечески хотелось есть и пить, но как ни странно, на финише не было НИЧЕГО! Правда в столовой через час планировался обед, но для меня было странным отсутствие чего-либо съестного. Что ж, пришлось немного переведя дух, приняв душ и переодевшись, топать в магазин! Думаю, оргам надо серьезно продумать этот вопрос, организовав питание как на обычном КП.
Для тех, кто уезжал раньше официальной церемонии, мининаграждение устроили прямо за обедом.
Общие впечатления.
Во-первых, всей команде организаторов и волонтеров – огромное спасибо! Была проделана огромная работа, КП были организованы отлично, волонтеры очень внимательны и заботливы! Маршрут красивейший, рельеф отличный!
Большое спасибо моему партнеру, Павлу, за компанию, поддержку, интересную инфу на протяжении 800 км пути! Надеюсь еще не раз пересечемся на бреветах!
Спасибо одноклубникам за поддержку на маршруте!
Собой доволен. Можно было немного ускориться, многовато времени проводили на неспальных КП. Баня не в счет – это святое!
Из пожеланий организаторам – на спальных КП нужны либо спальники, либо пледов надо больше. Того, что было явно не хватало. Как уже писал выше, на финише нужно нормальное питание – либо в виде каких-то закусок (бутерброды, печеньки, соки…), либо с горячим питанием как на КП.
Снаряжение: все, что было взято с собой, оказалось самым оптимальным набором, видимо опыт начинает сказываться , а именно:
5л гермомешок, на подседеле: сухая смена – велотрусы, веломайка, тонкая терма, ногова, перчатки с пальцами, сигнальный жилет, две пары носок (одни оказались лишними),.
Нарамная сумка: перекусы, гели, аккумы, фонарь
Внутрирамная сумка: насос, аптечка, инструмент, ветровка, мед.аптечка.
Поясная сумка: документы, телефон, перекусы. (надо как-то от нее избавляться, мешает).
Бэгдропы не признаю, все свое вожу с собой!
Recent Comments