Отчет о ЧТ2017 Алексея Ходова
Пока свежи впечатления, попытаюсь сформулировать мысли на тему произошедшего. На полноценный отчёт не накатал, поэтому просто заметка.
1. Асфальт.
Я был уверен, что Чуйский тракт, как инженерное сооружение, меня не впечатлит – слишком разные у меня с большинством российских рандоннеров представления о качественном асфальте. Но всё оказалось именно так, как и предупреждали организаторы – поначалу трафик (но на участке до Горно-Алтайска всё равно смотреть не на что, от дороги ничего не отвлекает), потом он уменьшается, и с поправкой на то, что это Россия и федералка, всё очень даже неплохо. Хорошая дорога, без ям и опасных трещин, даже перевалы и спуски ночью проходятся без неприятных ощущений. Ремонтные участки встречаются, но нужно понимать, что на такой дороге ремонт вечен. Серьезная беда лишь одна – поверхностная обработка асфальта. Это когда щебнем/крошкой на смоле покрывают хороший гладкий асфальт. Делается это исключительно для защиты асфальта, служит он от этого дольше. А ехать по такому покрытию медленнее, и тяжелее – руки отбиваются. Мы попали даже на процесс укладки такого покрытия, и эти 3 км еще долго будут вызывать разнообразные выражения у участников. Я задолбался снимать переднее колесо, чтобы вынуть застрявшие камни, но это лучше, чем падения или травмы от камней, летевших из-под колес автомобилей. Такого покрытия тут как минимум четверть всего маршрута.
2. Рельеф. Перевалы на Чуйском тракте, Семинский и Чике-Таман, не представляют особой сложности. Первый вообще простой, расстояние 9/11 км и градиент км 7% не напрягают абсолютно. Второй интереснее – градиент там, конечно, поменьше указанных на знаке 10%, но на передаче 34/30 чувствовал себя комфортно. Иногда даже стоя лучше, чем сидя. Ходить там незачем, но если в качестве разминки ног, то нормально. Но у вас нет нужной передачи, то это проблема. Скажем так, для тех, кто катает по равнине на компактной системе, и никогда не был в горах, я бы рекомендовал кассету на 32. Проблема не сами перевалы, а подъезды у ним. Например, к Семинскому перевалу с севера 80 км, с набором высоты более 800 м. Причем это не ровный подъем, а холмы. Т.е. подъем, короткий спуск, и опять подъем протяженностью 1-2 км, но есть и побольше. Поэтому 1% среднего «по больнице» превращаются в уже заметные 4-6 процентов. Это – не моё, я люблю честные перевалы, где нужно упираться, с шикарным видом в качестве награды. Увы, но перевалы я проходил ночью, и ничего не увидел.
Но это не единственная проблема. За перевалами и до разворота, дорога представляет собой те же холмы, только уже протяженнее и круче. Дорога идет между скалами и реками, спускается к воде и снова поднимается. Как на ПБП, но не равномерно – по дороге “туда” подъемов больше, чем спусков, на этих холмах набирается более 1000 метров высоты, а с учетом спусков, набор высоты получается еще больше.
Вывод 1.
Сочетание п. 1 и 2 приводит к тому, что на первой половине маршрута нельзя расслабляться. Я еще зимой рассчитал, что нужно удержать среднюю скорость до разворота не ниже 21 км/ч, чтобы укладываться в норматив. К Кураю у меня была средняя скорость 21,24 км/ч.
3. Автономность.
Начну издалека. Я привык ездить на кофе. Некоторые предпочитают колу, а то и с коньяком, ну а мне нужен именно кофе. Причем как процесс, который не заменит ни энергетик, ни кофеиновые гели. Которые тоже эффективны (особенно вместе), но не торт. У нас с кофе нет особых проблем, т.к. большая часть заправок ТНК/Роснефти в Курской области имеет кофейные автоматы. Здесь некоторые заправки по ночам не работают вообще. Но это не поможет, потому что кофейных автоматов на них всё равно нет. Настоящий кофе (т.е. не растворимый “3 в 1″) можно добыть только в кафе, и то не во всех, и это никак не обозначено – нужно заходить в каждое, и спрашивать. И ночью кафе не работают. Ночью тут мало что работает. Собственно, работать особо нечему – как только заканчивается “туристическая” часть Алтая, заканчивается и жизнь. Это нормально для Сибири, когда десятки километров без еды, воды, мобильный связи и цивилизации. Даже у нас, в Курской области, есть места, где по 60 км на трассе нет ничего, но это не сравнимо – у нас есть остановки, села в стороне, в конце концов, трафик даже ночью. Тут – пустота. Абсолютная, особенно за перевалами. Я побоялся ехать вторую ночь без сна не потому, что не хватало времени – это было заложено в моем плане. Я испугался, что когда начнет “вырубать”, т.е. начну засыпать на ходу, некуда будет деться. Обочина с клещами и чумными сусликами, остановок нет, река, сырость, холод, и спать стоя. После первой ночи я себе это очень живо представлял, и реально испугался. А в ночных селах, типа Онгудая, встреченные формы жизни могут быть весьми недружелюбными – мне, например, попались пьяные мотоциклисты, и стая собак. С первыми договорился, вторых обошел пешком (собаки домашние, с ошейниками, их, вероятно, выпускают ночью “погулять”), но после такого посещать работающую ночью пельменную в обществе аборигенов не хотелось. А есть – хотелось. Это проблема, к такой степени автономности и зависимости от КП я оказался не готов.
4. Погода.
Погода в горах сложно предсказуема, никогда точно не знаешь, какая тучка зацепится за конкретную горку. И лично мне тут просто не повезло. За день до старта (когда я катал к началу Оби) пришли дожди. А в день старта вылезло солнце, т.е. влажность – мое слабое место. Когда жарко и влажно, я не еду. Было дело, что даже с двухсотки сошёл из-за этого. Тут было не настолько плохо, но проблема была. А вечером еще и дождь прошел. Ночью к влажности добавился холод. На Семинском перевале было +10 (говорят), на Чике-Тамане я сам засек 14 градусов. Ерунда, казалось бы – на ПБП было меньше, по весне в Италии катал в горах на высоте свыше 2000 м при +6 в короткой форме. Но здешние +14 не равны европейским, я ехал ночью вдоль горной реки при +14 в Италии, и мне есть с чем сравнивать. Та ночь в Италии была замечательной, эта ночь на Алтае была адом. В сочетании с влажностью, прохлада превращается в лютый холод. А еще рельеф, когда на подъеме жарко, а на спуске продувает до костей. У меня была необходимая одежда, даже с запасом, но это не помогло. Одевшись “на дождь” перед Семинским перевалом, я перегрелся на подъеме. Пришлось остановиться, чтобы снять лишнее. А потом остановиться на перевале, чтобы снова утеплиться. И пока утеплялся, замерз. Такая засада. Во второй день с утра прошел небольшой дождик, а потом включили отопление, в районе +35. Двадцать пять градусов между ночью и днем. Я думал, что знаю, что такое резко континентальный климат, но по факту оказалось, что я ничего об этом не знаю. А еще ветер – встречный в первый день, попутный во второй, а в горах, на высоте за 1500 м, местами возникала аэродинамическая труба – от Акташа до Курая меня несло так, что когда дорога повернулась боком к ветру, я чуть не упал – велосипед удержал, но меня почти выбросило на встречку. Что чувствовали едущие навстречу – даже представлять себе не хочу.
5. Организация.
У меня нет претензий к организаторам в плане бревета. Всё продумано, и почти о всём было сказано заранее. А о чём не сказали, то нельзя было предсказать. Разве что я заказывал майку размера М, а мне в пакет положили L. И уверенности, что мне её поменяют, я у организаторов не увидел.
Есть то, с чем лично мне не повезло. Меню на КП никак не обозначено. Конечно же, оно не всегда известно, не всё может быть в наличии в конкретный момент, но хотя бы общие принципы стоило обозначить. На КП4 Чуя я хотел съесть первое блюдо, полежать, и съесть второе. Ну или поесть два раза понемногу. Первое блюдо мне дали, а второй раз кормить отказались. Это случайное взаимонепонимание, в котором никто не виноват, но если бы я знал, что на КП предусмотрены два блюда, было бы проще формулировать желания.
Из предложений и пожеланий на будущее – нужно продумать вопрос с эвакуацией. Например, в виде дополнительной опции при регистрации – доплачиваешь 1000 (условно) рублей “страховки на случай схода”, организаторы нанимают автобус (и газельку для велосипедов), который идет от разворотного КП и собирает сошедших (оплативших опцию эвакуации).
Но более важными мне кажутся “мобильные не-КП” в ночное время. Как на ПБП, где просто у дороги машина с кофе-чаем и печеньками, хотя бы в части маршрута за перевалами. Если бы на 93 км между Кураем и Чуей, в ночных безжизненных горах, без связи и перспективы, было хотя бы такое не-КП, я бы попытался.
И да – в легенде нужно указывать хоть какие-то контакты для экстренной связи. Мало ли.
Вывод 2.
Бревет Чуйский тракт – он не для всех. Уверенно чувствует себя здесь только настоящая элита. Люди, которые не зависят от внешних факторов и погоды, “вижу цель, в себя верю”, и вперёд. Ярким представителям “второй половины протокола”, т.е. мне, здесь сложно – слишком многое зависит от удачи, и слишком большой разброс между “крайностями”. Экстремальные условия по европейским меркам здесь норма. Я всегда оцениваю шансы на успех как 50/50, но тут это не “доеду/не доеду”, а “повезет/не повезет”. Не повезло. Но если быть честным, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, мне не хватило физической подготовки. И есть подозрение, что при моем рабочем графике ЧТ останется непокоренным – готовиться так, как к ПБП, чтобы пару недель перед стартом заниматься только тренировками и питанием, я в июне не могу.
6. Ошибки.
Шоссейные контакты – не лучший выбор для этого маршрута. Здесь приходится ходить, камни, и новые шипы до проблем со встегиванием я ушатал за 400 км. Шипы после доработки напильником жить будут, но на 1200 км не нужны лишние проблемы.
Батончики PowerBar, на которых я рассчитывал дотягивать до КП, по факту оказались каким-то не очень спортивным питанием. На то, чтобы запихать в себя один батончик, нужно больше энергии и воли, чтобы доехать без него. Лучше бы обычных шоколадок взял.
Бэгдроп позволял дважды переодеться, и этим нужно было воспользоваться. Помимо пота, тут еще копоть от дизелей фур, и грязь от лежания на всяком, поэтому велоформа быстро перестает выполнять свои функции.
Обычно я пью только покупную воду. Тут купить что-либо не просто, поэтому пил всякое, откуда придется. Последствия были предсказуемы.
Итог.
“Чуйский тракт” – это действительно супербревет. Тяжелый маршрут, суровые сибирские условия в красивейшей местности. Ехать сюда стоит, и я ни о чем не жалею. Но, на данном этапе, я к такому уровню сложности просто не готов. Через четыре года – посмотрим, нужно больше опыта именно горных бреветов. И да, нужно тренироваться, чтобы попросту ездить быстрее. А вот велотуристом вернуться сюда я очень хочу. Чтобы внимательно осмотреть и попробовать всякое, без спешки и графика.
P.S. И еще раз напомню, что это всего лишь мои мысли, без претензий на истину.
Recent Comments