Отчет о ЧТ2017 Дениса Куземцева

(igo: прошу прощения у автора, при выбранном им способе публикации, не удалось ни сделать прямую ссылку на отчет, ни сохранить фотографии)

Начало. Часть 1. Чуйский тракт 2017. 1200 километров по Алтаю за 90 часов. Как всегда не знаю с чего начать. Пять лет назад только начал присматриваться к марафонскому движению и читать отчеты. Четыре года назад я узнал о существовании супермарафона «Чуйский тракт» и предпринял попытку его проехать. Без опыта, без нормальной подготовки и экипировки – итог был предсказуем, я сошел, не доехав до разворота. Сразу после схода, я решил, что я проеду этот марафон через четыре год. Я «закусил удила» после неудачи и достаточно большая часть моих мыслей на протяжении четырех лет вертелась вокруг предстоящего марафона. Подгонял экипировку, набирался опыта, готовился. В 2016 году внезапно сменились жизненные приоритеты и из марафонской жизни я выпал, но основную цель я держал в фокусе. Год 2017 вместе с переездом мне принес новые маршруты, более сложные и интересные, по сравнению с поднадоевшими уже пейзажами Омской области. Из наката к Чуйскому тракту в моем активе были следующие марафоны – 200 км, 300 км, 400 км и флэш (суточный марафон) (прямо чувство дежавю, четыре года назад я вышел на старт, имея ровно ту же подготовку в активе). Благо все марафоны этого сезона кроме двухсотки включали в себя элементы с хорошим набором высоты и, как следствие, дали более качественный тренировочный эффект. Но все равно наката не хватало, я чувствовал это на марафоне, мне не катило, я не мог ломить и тащить, я просто ехал. К месту старта договорились ехать с Максимом Федоровым на машине. Приехали заранее, за день до регистрации, чтобы отдохнуть, акклиматизироваться. Пока плутали по переулкам в поисках проезда к базе отдыха «Алтай» повстречались со своими будущими соседями по палате номер 6. Постройки помнят еще Ильича живым, но мы люди неприхотливые, нам бы переночевать и перекусить. Заселились в номер люкс, на семь человек одна розетка, и та с заглушками, чтобы детишки пальцы не сунули. Но мы же велосипедисты, у каждого по мультитулу в кармане. Быстро раскурочили розетку и привели её в рабочее состояние, но все равно одной розетки на семь человек мало. Пришлось озадачиться покупкой удлинителя с дополнительными розетками, удлинитель приобретен и сразу все розетки заняты голодными девайсами, я так вообще кучу аккумуляторов для фонаря, навигатора и налобника поставил на зарядку. Порадовал матрас, который, судя по надписи, очень многое повидал в своей жизни. С нами в палате комнате – (номера слева направо) Валерий Расков (1) и Владимир Копенкин (4) из клуба Балтийская звезда, Александр Сурмач (6) из Москвы, Дмитрий Трифонов (2) официально до этого не приехал ни одного марафона, едет на штерне, обвешанном шоссейным оборудованием и на аэроколесах с алиэкспрес, Сергей Шулубин (5), который только вернулся с Итальянских 999 миль, на Чуйском тракте планирует отдыхать, едет на фиксе, Максим Федоров (в кадр не поместился) и я (3). Общий настрой более чем бодрый, несмотря на мытье в ногомойках, отсустствие горячей воды и аврал в клозетах. Съездили в музей Чуйского тракта, посетили столовую №52 (дешево и вкусно). Прошли предстартовую регистрацию, получили сумку для бэгдропа, кошелек для карточки, очень хороший и продуманный, не то, что на ПБП позорный. Те, кто заказывал – получили майку и я в их числе. На фото не мой комплект, мой точно такой же, только номер 53. Вечерняя суета предстартовой подготовки велосипедов потихоньку улеглась, и народ лег спать. Мне не спалось, я волновался, ворочался, думал все ли подготовлено, но все-таки уснул.
КП Катунь и первая поломка. Часть 2. КП Катунь (136 км ). Утро. Старт. Организаторы вещают в микрофон про спонсоров, про изменения в маршруте, организацию бэгдропа и прочие мелочи. Нас фотографируют, снимают на видео, как обезьянок в зоопарке, как кто-то заметил, нельзя поучаствовать в крупном событии и не побыть при этом в роли обезьянки. Выстраиваемся в длинную живую очередь, нам ставят отметку в карточку, и мы едем. Километр раздолбанного асфальта и выход на трассу с шикарным покрытием и широченной зоной для велосипедов, реально можно ехать по два в ряд, не пересекая сплошную ограничивающую полосу для автомобилей. Меня обгоняют немцы, легионеры, новосибирцы я ненадолго падаю на хвост их пелотонам, но потом отваливаюсь, не вижу смысла рвать со старта, впереди еще много километров и силы мне еще пригодятся. Отъехал подальше от города и начал наслаждаться запахом, воздух реально был сладкий я ехал и кайфовал. Проехал д. Сростки (родину Шукшина) и другие деревеньки, сфотографировался с лосем (дает +5 к скорости и выносливости, я же веЛОСепедист). На пересечении границ Алтайского края и республики Алтай новый памятник «Путешественник с собачкой» ему еще не натерли разные места, и выглядит он вполне свежим. Дальше начинается потихоньку первый рельеф, горки, река, первые интересные виды. В голове всплывают воспоминания «тут мы ремонтировали первый прокол», « на этой остановке ремонтировали второй прокол и пережидали дождь» «тут было КП, но мельницы уже нет» «в этом лесу или похожем ремонтировали очередной прокол и пережидали дождик» « в этих горах круто сверкали молнии в грозу». В честь праздника Ивана Купалы (на календаре 7 июля) был обрызган на ходу из машины из водяного пистолета, поначалу разозлился на баловство, а потом вспомнил какая сегодня дата и даже обрадовался, жара же на улице. Проезжая Манжерок, ровно за один километр до КП № 1 «Катунь» я рву цепь, новую мать её камповскую (Campagnolo record) цепь, которая позиционируется как самая долгоиграющая (не растягивается). Прямо напротив родника, с одной стороны дороги благолепие – люди наполняют бутылки водой, все увешано ленточками, а с другой стороны – я, нецензурно выражаюсь и замасленными руками и китайской выжимкой (привет магазину профиспорт, выжимка гавно) пытаюсь привести велосипед в рабочее состояние. Спас ситуацию остаток цепи – 105я шимановская. Проковырялся минут 40 точно, даже волонтеры предлагали довезти на машине до КП, но я отказался, докажи потом, что не с самого старта ехал в машине. Если уж алтайские духи решили порвать мне цепь прямо у святого места решил посетить его, помыл руки в священной водице. В этом сезоне мне вообще с цепями не везет: то на шатун в два оборота намотаю, то порву. Так на марафоне еще и закусывать стало цепь между кассетой и колесом (раз десять за марафон закусило, поэтому я ехал с вечно грязными руками, х/б перчатки одевать лень, итак много времени уходило). А еще и в связи с поломкой переднего переключателя цепь часто слетала, из-за этого я не мог пользоваться последними двумя малыми звездами кассеты и переключаться приходилось ОЧЕНЬ аккуратно. Итак, цепь заклепана, и я осторожно еду на КП, вроде полет нормальный. На повороте к КП меня тормозит Евгений (номер не запомнил) и говорит «это ты Денис из Омска, который теперь в Оренбурге?» я удивленно отвечаю что да, это я. Он благодарит меня за прошлый отчет о Чуйском тракте, говорит, что вдохновился моим примером безбашенности (без шестисотки ехать на Чуйский тракт) и вот он тоже тут. Мне очень приятно, что мою писанину не только читают, но она и вдохновляет людей и помогает другим подготовиться к марафону. Отмечаюсь, волонтеры даже карточку сами вытащили из пакетика (иначе я бы залапал её масляной пятерней) отмыл руки с мылом и приступил к бутербродам и соку. На КП меня выручили замочком для цепи, был бы он с собой я бы намного быстрее отремонтировался и не переживал за качество ремонта, кладу его в ремкомплект, вдруг пригодится. Некоторые говорят, что я лось и умудряюсь порвать цепь еще до настоящих подъемов, а мне невесело, за спиной всего лишь десятая часть марафона. Если так пойдет дальше то придется сходить. Сделал пару кадров Катуни посидел минут пять на травке и поехал дальше. Ехать старался аккуратно, в подъемы на малой передаче, сильно не подкручивая на спусках.
Выше и выше к Семинскому перевалу. Часть 3. КП Сема (220 км). Ехать старался аккуратно, в подъемы на малой передаче, сильно не подкручивая на спусках. Переехал мост через Катунь и пошел существенный набор высоты. Коровы и овцы тут непуганные, ходят прямо по трассе и совершенно не уважают автомобили, им на них пофиг. Полное равнодушие Иногда и свиньи гуляют на вольном выпасе, их лучше объезжать аккуратно, ибо они неадекватные и могут взять на таран. Потихоньку догоняю Марию Ивановну Лахменеву, несмотря на её возраст, она решилась на супермарафон, большое уважение к таким людям. Догоняю Пашу Васильева с дочкой, и какое то время едем вместе, общаясь на разные темы. Доезжаем до кафе «Родник» здесь царит отдых, очень многие поддались соблазну остановиться, перекусить отдохнуть. На улице жара, народ балуется мороженым. Я же наполнил фляжки с водой, освежился, прошелся немного, чтобы размяться и еду дальше. Отдохну на КП, до него немного осталось. В подъем ехать тяжеловато, еще и ветер в лицо, не могу разогнаться, потихоньку догнал Сергея из Челябинска, он периодически останавливался, что мне и позволило его обойти. Доезжаю до Шебалино, глазами пытаюсь найти школу в которой в прошлый раз было КП, не получается и я еду дальше. За Шебалино полным ходом идет укладка «улучшенного» покрытия, это когда льют смолу и засыпают мелкой щебенкой. Какое-то время еду по разделительной полосе, еще не загаженной «улучшенным» покрытием, потом и эта лазейка закрыта и я иду пешком, опасаясь прокола. Дохожу до спецтехники и вижу, что конца улучшенного асфальта на горизонте не наблюдается и пешком идти не вариант. Сажусь на велосипед и еду, я не переживаю за зазоры и если налипнут камни они отвалятся, я боюсь только прокола, А вот людям на классических шоссейниках пришлось несладко – зазоры минимальные и камешки, налипшие на покрышку, шоркают по раме, некоторые даже останавливались чтобы колеса отчистить. Все обходится и я выезжаю на нормальный асфальт. Вот и КП 2 «Сема», накрапывает дождик. Вижу Андрея Малахова и Валикова Александра, они выезжают в дождь на перевал. Ставлю велосипед с наиболее сухой стороны, отмечаюсь у волонтеров. Беру одежду и иду кушать и утепляться. Пока одеваюсь, общаюсь с Александром Сурмачом, он уже собирается выезжать и тоже утепляется. На фото я скорее всего что-то жую) Накладка у команды “легион” машина с вещами уехала за перевал, а девушка осталась. В летней майке и шортах. Идет дождь, темнеет, на перевале будет холодно, а спуск вообще выдует все тепло из тела. Созваниваются и она ждет свои вещи. Еще она упала на свежеулучшенный асфальт. Перекусил, попил горячего чаю с вкусняшками, посидел на лавочке, залил воду во фляги и выдвигаюсь. Надо добраться до следующего КП и немного поспать.
Семинский перевал и ночной спуск к подножью перевала Чике-Таман. Часть 4. КП Урсул (302 км). Смеркается, перевал придется штурмовать в темноте, это не пугает, я был к этому готов морально и технически. Фонарь светит, декатлоновскую куртку будем тестировать в очередной раз в жестких условиях (до этого она не подвела меня при ночной езде под дождем), крылья на велосипеде защищают от воды с асфальта. Еду, к подножью Семинского я приехал затемно, сделал пару кадров. На фотографии фотоаппарат за счет большой выдержки сделал приемлемую картинку. На самом деле было уже темно. В перевал не ломлю, еду там, где могу, где не могу – иду, тем более я опасаюсь порвать цепь, ремонтироваться в темноте совсем нет желания. Нас четверо на подъеме, кто-то принципиально едет и отдыхает стоя, кто-то не заморачивается и едет и идет. Я бы не сказал, что те, кто принципиально ехали в перевал, взобрались на него намного быстрее. На вершине перевала снова стихийное сборище велосипедистов, сидят у ночного кафе отдыхают, едят. Я же, не останавливаясь, поехал спускаться, зачем торчать на вершине перевала и мерзнуть. На сей раз на спуске практически не замерз, куртка показала себя на ура, единственное, что ноги от напряжения устали, так как я подтормаживал, ну не могу я вваливать на все деньги с перевала. Затяжной спуск к КП № 3 «Урсул» в ночи. Светит полная луна, справа река, освещенная лунным светом, слева горы. Я в целом не очень люблю ночную езду, так как у меня снижается средняя скорость, но сейчас не тот случай. Тишина, машин на трассе крайне мало, на обочине отдыхает Александр Мезенцев, высвечиваю его сначала фонарем, потом спрашиваю все ли в порядке, судя по тону ответа «все нормально, отдыхаю я» таких доброхотов много и спокойно отдохнуть ему явно не удается. Во многих населенных пунктах стоят фонари, и они освещают трассу, выключаю свой фонарик, ибо он бесполезен и смотрю на велокомпьютер, скорость около 30… ох невесело будет ехать обратно, но до этого еще долго и вообще надо доехать. Приезжаю на КП, получаю еду и устраиваюсь на бревне у костра, затем решаю поспать часик полтора, переждать основную темноту и отдохнуть. Мест в палатке нет, свободных ковриков нет – организаторы переоценили силы участников и увезли основную массу палаток и ковриков на следующее КП. Лег на землю, под голову положил поясную сумку, уснуть не получается, лежу около получаса, тут освобождается палатка рядом, прошусь в неё и отдыхаю еще час в тепле. Шум мне не мешает, настолько сильно я устал. Фотографий крайне мало, так как ночью фотографировать бесполезно.
Перевал Чике-Таман и настоящи горный Алтай. Часть 5. КП Чуя (385 км). Выезжаю затемно, но до рассвета совсем немного. Подъезжаю к подножию Чике-Тамана и начинается подъем, сильно не ломлю, иду еду, еду иду. Фото совсем размытое, снимал в темноте. Перевал короче чем Семинский и вдобавок идет красивым серпантином, дорога местами прорублена в камнях. Вместе со мной штурмуют перевал два финна. Периодически обгоняем друг друга на подъемах, у них тяжелые передачи они еле крутят в горку, у меня трансмиссия полегче и я за счет этого еду чуть быстрее, но я периодически иду пешком, а они едут все время. В общем, к вершине добрались практически одновременно. На вершине делаю пару кадров и на спуск. Чике-Таман идет серпантином и тут надо быть еще более осторожным, на поворотах песочек на асфальте, на котором можно хорошо убраться. Спустился сквозь населенный пункт, сквозь сужения дороги, где с одной стороны скала отвесная, а с другой обрыв и река, проехал песчаные скалы. Тем временем наступает рассвет, освещая горные вершины. Старый мост через Катунь. И если присмотреться виден старый тракт, по которому ходили еще на лошадях с обозами. Мини перевал, где идет резкий спуск, и потом резкий подъем 10-12 процентов уклона, куда приходится идти пешком. Место слияния Чуи и Катуни на сей раз я не посетил, зато сделал пару кадров солнечных лучей сквозь тучи. Вот и КП Чуя. Вижу велосипед Андрея Малахова, его самого не вижу. Отметка, перекус, беру сумку с бэгдропом, меняю аккумуляторы на свежие, забираю несколько шоколадных батончиков. Встречаю Варлашина (он финишировал первым четыре года назад) на момент встречи я еще не знал, что он отравился, я решил, что марафон совсем тяжело идет раз уж я такого лося догнал. Слышу, как Ходов Алексей деморализует остальных участников. Времени на сей раз до КП Курай достаточно, но все равно решаю долго не сидеть и ехать.
Один из самых тяжелых этапов, 90 километров в гору. Часть 6. КП Курай (478 км). Выезжаем вместе с Андреем Малаховым (тезка телеведущего, только из Омска) и Александром Валиковым. Нам предстоит забраться на высоту Семинского перевала, только за 90 километров. Пред самим выездом встречаюсь с Дмитрием Трифоновым, он в сомнениях ехать ли, я сказал, чтобы ехал дальше, смотрел на Курайскую степь, на заснеженные вершины. Проезжаем белый Бом, с его резким подъемом спуском и подъемом, в который приходится идти пешком. Есть кафе Ак-Боом с фонтанчиком. в жару актуально поплескаться. Водопад «Ширлак» – девичьи слезы (по легенде “В давние времена напал неприятель на эти земли, всех убили, осталась только девушка молодая со своим маленьким братом. Они убежали от врагов, и чтобы не попасть в плен, спрыгнули со скалы. И теперь течет тут ручей и падает со скалы как девичьи слезы. Источник”). Тут нас догоняет Иван из М8 и показывает мастер класс как надо охлаждаться в жару. Идея пришлась по вкусу, и мы с удовольствием ходим босыми ногами по холодной воде. Обратите внимание насколько прозрачна вода, как будто просто мокрые камни лежат. Её можно пить, чистая горная вода из источника. Проезжаем порог Бегемот, источник Аржан-су (если не ошибаюсь) там мы набираем воды. Я отстаю от парней, как я уже говорил, наката не хватает, делаю остановку для фото горной реки, это моя слабость, обожаю такие кадры. Было бы время, можно было подняться вверх по течению и увидеть более интересные кадры, мини-водопад и разделенную на несколько потоков реку. Через какое-то время вижу их охлаждающих ноги в придорожном ручье в Акташе или Чибите (они находятся рядом). Далее едем вместе. Видим первые заснеженные вершины. Внизу жара под сорок, а там прохлада, хочется туда. Поднимается сильный ветер и тащит нас вперед, между гор, по ущелью. В один момент дорога делает поворот, и ветер становится боковым, становится очень тяжело удержать велосипед, его просто сдувает, приходится наклонить велосипед в сторону ветра, чтобы не упасть, но благо это быстро заканчивается. Встречаем Игоря Ильина, за ним катит пелотон немцев. Ильин удивительный человек, он ОДИН проехал быстрее, чем команда из четырех человек, правда с небольшими нарушениями правил, но ведь смог. Очередной подъем, в который мы поднимаемся пешком, да и не мы одни. Жара. С вершины катим, подгоняемы ветром. Впереди велосипедист и корова на моей полосе и КамАЗ на встречной – жму на тормоза, но не наблюдаю существенного эффекта, меня тащит ветром вперед, приходится проскакивать между коровой и КамАЗом. Хорошо, что все хорошо кончилось. На спуске я обновил свой скоростной рекорд сам того не желая. 74 км/час, при условии использования тормозов. Примерно в этом же месте ставился предыдущий рекорд, только в обратную сторону ехали с горы. КП Курай с традиционно вкусной кормежкой и обилием приправ.
Курайская степь и разворот обратно. Часть 7. КП Кош-Агач (548 км). Ветер по направлению обещает быть попутным, не хочется его упускать, и с минимумом отдыха выдвигаюсь. Андрей с Александром укатили чуть раньше меня. Для меня это неизведанная часть, я тут был на шестисотке (Даунхил с Кош- Агача), но как то не запомнилось. А на ЧТ 2013 я сошел аккурат на Курае. Навстречу едут более быстрые велосипедисты, они уже возвращаются с разворота. мне же еще предстоит до разворота добраться. Сережа Шулубин на фиксе и вообще без майки. Вот это я понимаю истинный марафонец. Абсолютная непритязательность к экипировке. Кургеев Алексей. Это удивительный человек. Вот представьте себе типичного велосипедиста спортсмена. Обтягивющая одежда, лайкра, шоссейный велосипед, максимально облегченные компоненты. Представили? а теперь забудьте нафиг об этом. Леха ломает стереотипы, с виду – колхозник, картошку копал, увидел – пацаны в гору едут, схватил велосипед и за ними. У него из велоодежды только шлем. Рубашка х/б, треники, кроссовки. ДА, он ездит на”топталках” а не на контактных педалях. На этот марафон ему дали велосипед шоссейный, а так вообще он ездит на МТБ велосипеде начального уровня. Но ВАЛИТ он будь здоров, выносливость запредельная. Сам говорит – знал бы, что у него такие показатели – с детства бы занимался велоспортом, а так он простой электрик. Прошлый Чуйский тракт в 2013 году он приехал вторым (!!!) многие на шоссейных велосипедах сошли, а он на МТБ вторым приехал. Комплекс неполноценности развивается от таких заявлений. Правду говорят, что катит не велосипед, а прокладка между рулем и седлом. Вот еще фото с маршрута, чтобы вы прониклись, насколько это удивительный человек. Еду и смотрю во все стороны, ветер дует в спину. На небольшом по градиенту продолжительном спуске разгоняюсь до 65… в голове уже шальные мысли, что до Кош-Агача долечу за пару часов и буду отдыхать, ожидая затихания ветра. Но в один момент происходит то, что я не могу никак объяснить. Ветер из «строго в спину» подул “строго в лицо”. Ощущение как в стену въехал, скорость упала до 18-20. Набор высоты был уже не таким большим, больше неприятностей доставлял встречный ветер. Степь запомнилась пересохшими речками, желто-серым песком и камнями, скудной растительностью. Но, черт возьми, там было красиво, плато, окруженное горами. В какой-то момент на подъезде к Кош-Агачу со мной поравнялся алтаец на машине и спросил куда мы и откуда, мы перекинулись несколькими фразами и он поехал дальше. Я опустил глаза на велокомпьютер – скорость 40 км/час (ехали со спуска) Я отругал себя за беспечность, я не смотрел на дорогу и мило беседовал, а если бы кочка/ямка? Об этом лучше не думать. Впереди небо затянуло тучами, но дождь не пугал, было очень жарко и дождя наоборот хотелось. До границы Кош-Агача доехали вместе с Игорем Завьяловым и Алексеем Булычевым, сфотографировались и поехали на КП. Пересекли Чую по мосту. Чуя здесь мне показалась мелкой, не набравшей силу рекой. Всего за 160 км до КП «Чуя» она набирает силу и становится мощной, полноводной, горной и опасной. КП был организован в спортшколе, можно было даже поспать. На КП отметились, принялись за еду, я пока кушал, набрал вес, достаточный, чтобы сломать раскладной стульчик – «хорошо поел, пожалуй, достаточно» решил я) и отправился в спортзал валяться на мате задрамши ноги. Полежал минут 15-20, даже подремал немного. На КП приехал Варлашин, по его виду было понятно, что ему очень несладко (отравление сделало свое дело) он еле ехал, ему было плохо, и он был вынужден сойти. Приехал Дима Трифонов, он все же внял моему совету и добрался до разворота.
В ночи сквозь степь. Часть 8. КП Курай (618 км). Выезжаем в обратный путь, обратно катить легче, во- первых вниз, во-вторых полпути сделано и от этого приятно на душе. Парни укатили вперед, а я остался наедине с собой, велосипедом и дорогой. Тут я столкнулся с деликатной проблемой, мне надо было по маленькому, а ближайшие кусты в километре пешком в сторону от дороги, степь как-никак. Пришлось выгадывать момент, пока на трассе не было машин. Так как ехал в темноте – фотографий нет. Предлагаю снова насладиться видами Курайской степи сделанными днем ранее. Пока ехал, стемнело, выехал из Курайской степи и въехал в горы. Впереди замаячил красный огонек, подъехал. Это Иван из М8, который учил нас ходить пешком по ручью. У него поломка, вылетело подряд две спицы на колесе, и он боится ехать дальше – опасается что сложится переднее колесо на спуске. Мне почему-то в голову пришли воспоминания, как мы в детстве на «Уралах» и без трех-четырех спиц катались, но мои доводы оказались слабоваты. Иван попросил сказать на КП, что он один, поломался и просит эвакуации. Далее запомнился очень яркий свет в спину, я даже решил, что это инопланетяне прилетели на тарелке, подсветить мне дорогу. Оказалось, что это два огромных внедорожника (один тянет другой) с кучей фонарей. Они освещали дорогу, горы, и все пространство как днем. Жалко уехали быстро. Я начал засыпать, зевал во весь голос, разговаривал сам с собой, но такого явного эффекта «рубильника» как на ПБП не было. Ночь светлая, луна полная, есть, на что посмотреть даже в темноте – соответственно мозг получает какую-то информацию и не дает уснуть. На ПБП же ночь была безлунная и пятно освещенной дороги спереди убаюкивало. Пару раз видел на обочине спящих велосипедистов. На подъеме к КП меня обогнал Дима Трифонов (а ведь он еще и сомневался ехать ли). Ем на КП, кому-то прет катить, а я уставший. Вижу Ивана из М8, он сам потихоньку доехал, но решил сойти, так как побоялся, что у него сложится колесо на спуске, я его понимаю. По территории КП без налобного фонаря не ходить, обязательно запнешься. Время есть, впереди продолжительный спуск, на котором я отыграю дополнительное время. Решаю поспать полтора часика в палатке. Спал как убитый несмотря ни на что. Волонтеры не отпускали спать, не спросив, во сколько разбудить, хоть я и ставил будильник, не надеясь на них – будили строго по времени.
Вниз с горы вдоль реки Чуя и очередная поломка. Часть 9. КП Чуя (711 км). Поспал, отдохнул и поехал дальше. В темноте при свете луны фотографирую снежные вершины, из-за нехватки времени я упустил столько красивых кадров. Не сделал ни кадра в степи и теперь мне для отчета приходится заимствовать чужие фотографии. Вспоминаю про КИТ-КАТ в заначке, помню, как он растаял накануне в жару и решаю съесть его пока прохладно, шоколадка прекрасно зашла. Проезжаю мимо симпатичной горной реки. Вот Чибит, вот Акташ, уже знакомые повороты, подъемы и спуски. Часто ли вы встречаете подъемчики с таким уклоном? Теперь к спадающей цепи у меня добавилась новая проблема – цепь с большой звезды на кассете слетала и закусывалась между кассетой и колесом, на подъеме, когда так важно крутить без остановки. В первый раз я успел среагировать и цепь несильно намотало, я отремонтировался сам. Второй раз, когда это случилось я ковырялся минут пять пока не подъехали двое немцев. Объяснить суть поломки оказалось несложно даже с моим уровнем знания иностранных языков. Я молча ткнул пальцем в кассету. Втроем изъясняясь на пальцах, жестами и на английском мы вытащили цепь из плена, я даже запомнил метод, который мы придумали – цепь надевается на систему и дается давление на педали и отверткой потихоньку вытаскивается из кассеты, этим методом мне пришлось воспользоваться сегодня еще не раз. Я подкрутил болтик на переключателе “LOW” на пару оборотов, но это не помогало(как выяснилось впоследствии). С немцами мы сошлись на том, что «КУБ (CUBE) – ГУД БАЙК», я на КУБе они на КУБах, полное взаимопонимание)). Они уехали чуть быстрее меня, а я продолжил осторожно крутить педали к КП. У памятника Кольке Снегиреву я остановился сделать пару кадров, снова подъехал местный абориген и начал интересоваться, кто мы, что мы. Откуда я еду, с трудом поверил, что я утром стартовал в Курае. Проезжающий мимо Костя Кутергин из Калининграда сказал – хватит болтать, поехали и мы вдвоем покатили на КП. По пути пообщались на велосипедную тему, как катают в Калининграде, а как в Сибири и в Оренбурге. Приехали на КП вдвоем. Тут масса народу, кто-то сошел, кто-то катит дальше. Поинтересовался у волонтеров, сколько к данному моменту участников отметилось по пути обратно – 53 человека… меньше половины. По итогу доехало всего 71 участник из 120. Это показатель насколько тяжелый марафон.
Перевал Чике-Таман, жара и просветление. Часть 10. КП Урсул (794 км). Поднялась жара. Обнаружил, что свой крем от загара я где-то благополучно пролюбил. Попросил у Калиниградцев. Намазался и погнал. По дороге любовался, как юркие сурки бегают по полю, смотрят на велосипедистов, как парят коршуны. У впадения Чуи в Катунь в очередной раз вытащил цепь из плена кассеты и колеса и потопал пешком в подъем. С разгона можно было половину заехать и закатить немного, а тут с подножья пешком. На такой жаре плавится асфальт, наблюдаю следы от велоботинок на асфальте. Так вот кто на самом деле асфальт портит). Меня догоняют калининградцы – Костя с напарником. Едем какое- то время вместе, проезжаем каменные столбы у деревни Иня. В деревне парни останавливаются у магазина, я же еду дальше. Проезжаю «памятное» для себя место. Теперь там организовали турбазу. На узком участке трассы у меня снова закусывает цепь, но место живописное, не менее живописный мужчина сидит и любуется на реку и горы. Была мысль все бросить и сесть рядом. Никуда не торопиться и смотреть на текущую реку. Тут на меня наступило такое просветление – я потрогал задний переключатель и обнаружил, что разболтался болт, который его держит, это дает люфт переключателю и цепь закусывает. Пара оборотов ключом решила проблему дня – далее закусывание цепи меня не беспокоило до самого конца марафона. Я спросил разрешение у мужчины сделать фото – он бы не против. Я сделал пару кадров, если бы не поломка, я бы точно проехал дальше. Далее жара вступила в свои права. На солнышке велокомпьютер показал нагрев до 40 градусов, растаяли даже батончики спринт, которые при обычной температуре достаточно жесткие. Увидел речку, подошел к ней, опустил ноги, сделал необычное селфи, такой кайф сидеть полоща ноги в прохладной воде когда на улице +40. Охладился, умылся и поехал далее. У подножия Чике-Тамана Сергей из Челябинска предложил мне охладиться в роднике, что я с удовольствием и сделал. Родник вытекает прямо из-под дерева. Чике-Таман штурмуем вдвоем. На вершине прошелся по сувенирным лавкам (супруга просила привезти сувениров), пообщался с туристами, они обратили внимание на велосипедистов, шурующих туда-сюда в эти дни. Предложил им самим через четыре года поучаствовать, надеюсь, приедут. На вершине установили памятник строителям тракта. Спуск с Чике-Тамана и КП Урсул. Рядом с КП в реке небольшая заводь, решил принять ванну, последовав примеру Сергеям из Челябинска и Калининградцам, наплевав на стыд и срам. Это было круто, хорошо освежился, смыл пот, охладил уже горящую и натертую к этому моменту пятую точку. Потом пошел лежать в тени ногами вверх, завязался диалог, что неправильно я лежу, нужно типа ногами вверх, а корпус горизонтально. В такую жару я лучше полежу ногами вверх головой вниз в теньке, чем буду лежать правильно, но на солнышке.
Вверх, против ветра и на перевал Семинский. Часть 11. КП Сема (876 км). Впереди наверное самый тяжелый участок марафона. 70 км набора высоты до Семинского перевала и подъем на Семинский – это расплата за быструю ночную езду в первую ночь. Еду, ехать тяжело, плюс встречный ветер. Скорость 15-20 км в час в зависимости от рельефа. Жара постепенно стихает, горы выполаживаются, появляются долины. Появилась проблема всех велосипедистов марафонцев – натер зад и крем, как назло, кончился. Ехать было одно мучение, проедешь пару километров сидя – потом немного стоя и снова садишься в седло на пару километров. В одной из деревень вижу бомжа, спящего в канаве, в голову приходит разговор накануне марафона. Сергей Шулубин сказал, что бреветчик от бомжа отличается только наличием велосипеда, Владимир Копенкин внес важное дополнение, что у бреветчика, есть еще и цель. В этом я убедился через километров пять, когда увидел спящего марафонца. Действительно, кроме велосипеда есть еще отличия, и цель в том числе. Так постепенно допилил до Семинского, подъем стандартный – пешком или верхом. Сгустились тучи, на вершину поднимался сквозь облако, на вершине полюбовался на облака снизу. Кстати с обратной стороны нет таблички – “Семинский перевал”. Просто все время вверх и вверх и внезапно оказываешься на вершине. Как обычно долго на перевале не задерживался и погнал вниз, спуск прямой, подтормаживал изредка чтобы совсем не взлететь, не так страшно как с Чике-Тамана. Немного грустно от того, что впереди ждут пейзажи, не столь величественные как увиденные мной накануне. На КП Сема прибыл уже затемно, было холодно, народ грелся у костра. Я быстро перекусил и попросился поспать в палатку. Поспал полтора часа (это время выбрано не случайно, считается что один полный цикл сна составляет как раз полтора часа, и этого достаточно чтобы перезагрузить организм и восстановиться). Разбудили волонтеры как всегда вовремя. Вылез из палатки – зябко. Погрелся у костра и погнал дальше.
Сюрприз которого не ждали – Бирюксинский перевал. Часть 12. КП Катунь и КП Алтайское. (1030 км) Радовало, что теперь впереди только спуск до КП Катунь, сюда ехалось тяжело, обратно скорость была вполне приличная на некоторых участках. Улучшенное покрытие перед Шебалино на сей раз проехал нормально, видимо машины укатали его за пару жарких дней, вдавили камешки в асфальт. Окружная дорога у Шебалино порадовала спуском и хорошим освещением. Добрался до моста через Катунь. Вот и ремонт дороги, срезанный асфальт, хорошо, что в это время нет машин и я могу выбрать себе дорогу получше. Ехал по встречной полосе. Потихоньку допилил до КП Катунь. На душе легчает. Впереди двести с небольшим километров. Времени до финиша достаточно, народ уже с энтузиазмом обсуждает, что осталось просто докатить, дотерпеть по равнине. После перекуса ложусь на пенку у дерева на полчаса. Наблюдаю как участник из Легиона решает проблему шоссейных шипов, из-за хождения пешком в перевалы шоссейному шипу пришел пушной зверек, если можно так выразиться – ему повезло, что было откуда снять шип донор. Все-таки МТБ шипы рулят, пусть говорят что угодно, что они плохо держат педаль, что вырываются, все это блекнет перед проблемой полного истирания. На КП также присутствует парень из Кемерово, он дикарем решил проехать вместе со всеми ЧТ, на мтб велосипеде, без поддержки на КП. Собака тоже волонтерила) Выдвигаюсь вперед, по влажному металлическому мосту идти было откровенно страшно. Ботинки скользят, велосипед проваливается в щели. Пока дошел до конца – пару раз уронил велосипед, благо ни спицы ни переключатель не пострадали. Зато за мостом шикарная дорога, без трафика, ровный асфальт. Туристический кластер. Вот Ая, тут мы четыре года назад искали озеро и кормили в нем мальков. Ая позади, впереди зернистый асфальт и открытые луга. На Бирюксинский захожу пешком. Тут наверное самый высокий градиент на всем маршруте, благо что недолго. Этот перевал никто не воспринимал всерьез, в том числе и я. На спуске попал в пробку, пастух решил провести своих коров, а также КамАЗ и несколько автомобилей решили в этом поучаствовать. КамАЗ перекрыл одну полосу движения, коровы перекрыли своими телами вторую полосу, делать нечего, стоим, ждем. Алтайское, на асфальте стрелки до КП, не заблудишься (единственное КП отмеченное стрелками). Въезжаю на стадион. Ставлю велосипед, попадаю в кадр видеокамеры. Отмечаюсь и иду к столу. Тут уже знакомые мне немцы, интересуются все ли в порядке с цепью, говорю, что все гуд. Беру все, что только можно и плотно ем. Выходит Андрей Малахов, он спал тут. У немца берут интервью, задают каверзные вопросы про марафоны в Антарктиду. Переводчиком выступает парень лет 15 из волонтеров, английский знает плохо, но с горем пополам общаются, а в итоге горе оператор не записал видео. От второго дубля немец отказался. Я полежал минут пятнадцать на солнышке и двинул дальше. Волонтеры мне тут даже воды сами залили во фляжки – сервис однако. Тут на КП и Дима Трифонов, вернее его велосипед. Как оказалось впоследствии, он ушел спать, не сказав об этом волонтерам, естественно его никто не разбудил и он проспал тут часа четыре, но в конечном итоге он выспался и бодро нагнал отставание.
Вишенка на торте марафона – Белокуриха. Часть 13. КП Белокуриха и ФИНИШ. На пути к КП Белокуриха немного заплутал, и свернул не туда, но благо есть навигатор и я намотал лишних с полкилометра. Стали попадаться навстречу участники уже вышедшие на финишную прямую, на лицах радость – впереди только финиш, мне чуть тяжелее, надо еще взобраться на гору. Посреди подъема увидел небольшой родничок и решил добраться до него, попрыгал по камням, но добрался. Умылся, освежился и покатил/пошел дальше. На этом серпантине, кстати, были даже плоские участки, с уклоном 0 градусов. На подъеме пообщался с Сергеем Тороповым, от него услышал что ЧТ слишком тяжелый и возможно будет отток участников, не все захотят себя так насиловать, возможно, есть здесь доля правды, уйдут случайные пассажиры, которые хотят легкой победы, ведь не все кто был на прошлом ЧТ захотели реабилитироваться. Да и супермарафон это развлечение на любителя, если подсел на это – не соскочишь, а не подсел значит не твоё. Но я также слышал и противоположное мнение, что наоборот народ потянется из-за сложности, захотят испытать себя на прочность. Я видел здесь многих корифеев Российского рандонерского движения, возможно их мнение, их отчеты сыграют решающую роль в этом. А пока я поднимаюсь по дороге в никуда. Навстречу мчится Андрей и сулит много вкусняшек наверху, что ж, если вкусняшки, то так и быть доберусь до КП. На вершине асфальт кончился, где КП непонятно, осмотревшись, увидел стрелочки указатели. На КП какой-то сбой, нет воды и как следствие нет горячей пищи. Мы люди неприхотливые, едим все что есть. Тушенку, огурцы, колбасу, печенье, рулет, кока колу. Все идет в топку организма. Начинается дождь, и мы быстро передислоцируемся с едой в палатку, внутри около тысячи посетителей – гнус и оводы. Закинувшись углеводами (рулет с джемом и кока-кола) еду вниз. Теперь точно успею, впереди равнина, и времени достаточно. На спуске заезжаю на смотровые площадки, на одной из них разговорились с туристами, они фотографируются со мной. На спуск уходим вместе. Они на авто я на велосипеде, но я добираюсь до подножия быстрее. У колонки торможу набрать воды, и они останавливаются, пожимаем друг другу руки и они уезжают. Выезжаю на трассу до Бийска, это не та дорога, по которой мы стартовали, тем интереснее. За сорок километров до финиша у меня кончается “бензин”, и я останавливаюсь на мосту через реку. Усаживаюсь на него и рубаю печенье, прихваченное с КП, разбавляя его джемом. Смотрю на реку, на душе спокойствие. Хорошо. За спиной дождевая туча, не может отпустить меня Алтай, не намочив напоследок, но и я не хочу быть намоченным – еду и дождь обходит меня стороной, лишь на самом подъезде к городу несколько капель попало. Заснял закат с моста через Бию. В Бийске вижу табличку указатель «Ташанта и стрелочка» а почему бы и нет, на второй круг. Когда выехал на трассу стемнело, но не хочется сильно задерживаться. Просто цепляю налобник и еду в его свете. В сумерках от усталости придорожные деревья под действием ветра выступают в виде различных леших, кикимор и прочей нечисти, машут руками и скалятся, гоню наваждение прочь. Разбитый асфальт, вот неприметная тропинка к калитке и база Алтай. ФИНИШ. В лице Игоря Березенкова. Он делает отметку в карточке, я фотографирую её на память. Он объясняет порядок действий. Я же решаю ночевать в машине и не иду в администрацию, вместо этого я иду в клуб, где уже проходит фуршет, (это нехорошо по отношению к еще едущим участникам, они тоже хотели бы поучаствовать, получить свою порцию славы.) Но логически понимаю, что сдвинуть старт раньше на часа 3-4 организаторы не смогли бы – столовая по советскому принципу не подвинулась бы по времени, а делать фуршет позже – многим новосибирцам на работу завтра,т.к. не все взяли отпуск и они торопятся отбыть в город. Пока стою в дверях – вижу как награждают Вована Москвичева, он прыгает от радости или просто показывает, что полон сил и готов снова на старт. Дмитрий Вялов на награждении говорит слова которые поддерживают все участники марафона «это просто П***Ц», я с ним полностью согласен, это одновременно сложно, красиво и круто. Ильин Евгений благодарит меня за подробный отчет, он помог ему подготовиться и не совершить моих ошибок. В зал меня заводит Макс и представляет всем – что я только финишировал. На меня обрушивается буря аплодисментов и оваций. Сажусь за стол, и чувствую, что полон сил, реально, не было смертельной усталости, она придет позже, сейчас адреналин от сделанного, от чувства финиша. Ради него мы выходим на старт, ради этого мы терпим все, чтобы финишировать. Награждают участников, прям тут выбивают время прохождения на медалях. (это не моя, на моей время 85:48) Народ расходится, а мою медаль еще не сделали. Я сижу, жду. Наконец в узком кругу самых стойких мне вручают медаль, и я иду спать в машину.